Yachting star

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 24.04.2017, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 144
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Yachting [61]
Новости [8]
Мини-чат
Главная » Статьи » Yachting

Как сшить парус.

Материалы. За редким исключением паруса шьются из тканых материалов, состоящих из множества параллельных нитей, расположенных вдоль полотнища - нитей основы - и перпендикулярных им нитей утка. Тканая структура материала паруса обуславливает изменение его профиля и формы под нагрузкой - при действии ветра. Ткань паруса не только по-разному деформируется - вытягивается при растяжении вдоль основы или утка, но и получает деформацию по диагонали, при которой искажается правильная квадратная форма ячеек, образованных нитями основы и утка. Поэтому шитье хорошего паруса является своего рода искусством, требующим от мастера чуткого использования свойств ткани и прежде всего - учета деформаций, которые она получает под нагрузкой. Располагая ткань в парусе нитями основы под тем или иным углом к направлению действия наибольших нагрузок, растягивая предварительно ее по ликтросам шкаторин, опытный мастер имеет возможность регулировать форму и распределение пуза по высоте и ширине паруса.
В последние 30 лет паруса для лодок, яхт и больших парусников шьются из синтетических тканей - терилена, дакрона, лавсана и нейлона. Это прочные и легкие ткани, обладающие необходимой плотностью и гладкостью поверхности; последние два свойства в ряде случаев достигаются пропиткой синтетическими смолами. Благодаря заполнению смолой микропор между нитями ткани уменьшается также ее склонность к деформации при действии растягивающей нагрузки под углом к нитям основы и утка, что обычно приводит к большим искажениям формы паруса. Синтетика не гниет, устойчива к воздействию масел и многих химических веществ.
Однако если достать синтетическую ткань для парусов судостроителю-любителю не под силу, то приходится применять традиционные материалы - льняную парусину или хлопчатобумажные ткани (фильтроткань и фильтромиткаль, авизент, плащ-палатку и т. п.). Такие паруса обладают всеми недостатками, присущими тканям растительного происхождения: сильно впитывают влагу, при небрежном хранении могут гнить, имеют ограниченную прочность и сильно вытягиваются в свежий ветер, теряя свою форму.
Ткань не должна быть ни слишком тяжелой, ни слишком слабой, чтобы не рваться при внезапном усилении ветра (см. таблицу 25).

Таблица 25. Вес синтетической ткани для шитья парусов яхт.

Слабый 130-150 120-140 25-35
Средний 150-180 130-150 30-40
Сильный 150-180 150-180 30-40
Слабый 150-180 120-140 30-40
Средний 180-220 160-200 40-60
Сильный 200-280 200-250 40-60
Слабый 180-220 140-180 45-60
Средний 220-280 200-250 50-65
Сильный 250-300 220-280 60-70
Слабый 300-350 180-220 45-60
Средний 350-400 220-300 50-65
Сильный 300-380 250-300 65-75
Слабый 300-400 200-300 50-60
Средний 400-500 300-400 60-75
Сильный 450-550 350-450 75-90

Шитье парусов. Шить паруса желательно на швейной машине швом "зигзаг", обладающим хорошей прочностью и не допускающим растягивания парусины в поперечном направлении. В крайнем случае, можно шить и обычным прямым стежком. Хорошая смазка машины, острая иголка и прочная (лучше капрон, лавсан) нитка необходимы при всех обстоятельствах. Иголку нужно выбрать потолще. Если машина будет идти тяжело, можно увеличить длину стежка и помогать электромотору, вращая маховик рукой. При шитье прямым стежком для получения прочного шва лучше применять сдвоенную нитку. Удобно пользоваться цветными нитками - они хорошо выделяют швы, но нитка не должна при намокании красить ткань паруса.
Ткани выпускают шириной от 70 до 150 см. Шить парус, однако, из таких широких полотнищ нельзя, так как он не будет иметь достаточной прочности и станет сильно растягиваться под действием ветра. Поэтому хлопчатобумажную ткань предварительно упрочняют складками фальшивых швов, разбивая ее на полосы шириной по 300-450 мм.
В фальшивом шве приходится прошивать три слоя ткани. Места складок нужно предварительно разметить. Для этого расстилают ткань на полу и при ширине ее 90-140 см проводят карандашом параллельно боковой кромке две линии, делящие полотнище на три равные части. Заложив складку точно по карандашной линии, прошивают шов длинными стежками на машине (рис. 214). Ширина фальшивых швов, как и "настоящих", принимается равной 1,5 см для маленьких швертботов, 2 см - для малых килевых яхт и 2,5 см - для парусов более крупных судов. Прошитые таким образом полотнища укладывают на чертеж паруса, выполненный в натуральную величину на полу, и сшивают.

Рис. 214. Заделка швов на парусе.Рис. 214. Заделка швов на парусе: а - разметка швов на материале; б, в - застрачивание фальшивых швов; г - готовый фальшшов; д, е - сшивка полотнищ между собой и заделка шкаторины; ж - заделка люверса.

Часть швов приходится выполнять вручную, с помощью иглы и гардамана - специального парусного "наперстка", надеваемого на ладонь. Нормальная парусная игла имеет треугольное сечение. Такой иглой иногда комплектуются наборы игл для туристов. Для ручного шитья нужны нитки с минимально допустимой толщиной, обеспечивающей необходимую прочность. Если нитка при затягивании стежка рвет парусину, она излишне прочна. Для нормальной работы лучше применять сдвоенную, а для особо прочных частей паруса - счетверенную нитку. Чтобы шить было легче, нитку рекомендуется натереть воском или мылом.

Рис. 215. Типы ручных швов.Рис. 215. Типы ручных швов: а - плоский; б - круглый.

Для ручного шитья парусов и постановки заплат лучше всего подходит плоский шов (рис. 215, а), который ведут сверху, сделав на парусе складку таким образом, чтобы игла проходила через нее параллельно шву. Обтянув стежок, делают следующий. Средняя длина стежка около 5 мм.
Круглый шов (рис. 215,б) применяется для сшивания кромок двух полотнищ. Сложив обе кромки вместе, протыкают ткань иглой в направлении от себя, обносят иглу вокруг кромок и делают новый прокол на расстоянии двух - трех толщин нитки.
Подобным же образом обметывают на парусе отверстия - люверсы. По диаметру отверстия сворачивают кольцо (см. рис. 214, ж) из нержавеющей проволоки (медь, латунь, алюминий); концы его желательно спаять. Наложив кольцо на парус, обчерчивают его изнутри и делают в парусе отверстие диаметром, наполовину меньшим, чем диаметр кольца. Затем кольцо обметывают ниткой, плотно затягивая стежки.

Вычерчивание паруса. Грот, сшитый из хлопчатобумажной ткани для сильного ветра, со временем растягивается по передней шкаторине примерно на 2-4% ее длины, по нижней - на 1,5-2,5%, стаксель- на 2,5 и 1% соответственно. Между фаловым углом и гиком (в поперечном сечении, вдоль нитей основы) грот садится на 1-2%. Это необходимо учесть при вычерчивании паруса в натуральную величину, т.е. надо заведомо укоротить его по шкаторинам на соответствующие величины.
Выполняют чертеж (плаз паруса) в следующем порядке. На полу с помощью мела, нитки и рулетки размечают и вычерчивают контуры паруса по размерам, указанным на чертеже парусности яхты. Эти размеры парус примет с течением времени после вытяжки ткани. Подсчитывают величину поправок, которые нужно учесть в размерах шкаторин на вытяжку, и откладывают их на соответствующих линиях чертежа. Учитывают также размеры дощечки, которая пришивается в фаловом углу грота.
Для отбивки прямых линий используют прочную нитку, натертую мелом, Кривые линии проводят по длинной гибкой рейке или выкладывают по заданным точкам растительным или синтетическим тросом, наблюдая с одного из концов кривой линии за ее плавностью.
Для того чтобы грот, растянутый по мачте и гику, принял правильный аэродинамический профиль - приобрел "пузо" - его переднюю и нижнюю шкаторины выкраивают по дуге - выпуклостью к рангоуту. Когда парус поставлен, эти шкаторины распрямляются, и на парусе образуется свободный, ненатянутый участок в виде мешка.
Максимум выпуклости (или "серпа", как ее называют яхтсмены) на передней шкаторине грота располагается на 1/5-1/3ее длины от галсового угла - для килевых яхт и на 1/3-для швертботов. Нижняя шкаторина имеет максимум серпа на 1/3-1/2 длины от галсового угла. Величина стрелки "серпа" на передней шкаторине принимается обычно в пределах 1 % от ее длины, на нижней - 1,5%. Отложив эти размеры на шкаторинах, с помощью гибкой рейки можно вычертить очертания передней и нижней кромок паруса.
С помощью серпов можно получить пузо, расположенное вблизи передней или нижней шкаторин. Для того чтобы сместить его максимум дальше в корму (на 35-40 % ширины паруса от мачты), применяют метод закладок, выполняя ряд полотнищ паруса не с прямыми кромками, а с лекальными, суживающимися По направлению к шкаторинам, Когда эти кромки сшиты вместе, парус приобретает определенную выпуклость в поперечном сечении. Длина и максимальная ширина закладок определяются опытным путем на готовых парусах. Наибольшую величину закладки имеют в нижней, самой широкой части паруса, где требуется обеспечить соответственно пузо с максимальной стрелкой.

Рис. 216. Раскрой паруса, обеспечивающий правильную форму пуза.

Рис. 216. Раскрой паруса, обеспечивающий правильную форму пуза: а - бермудский грот; б - стаксель; в - грот-гуари; г - рейковый парус для малых лодок (штриховой линией показан серп по нижней шкаторнне при отсутствии гика).

Максимум серпа грота по задней шкаторине обычно задается на чертеже парусности в зависимости от требующейся центровки парусов, количества и размеров лат, которые вкладываются в латкарманы (см. рис. 218), и располагается на1/2-1/3 длины задней шкаторины от фалового утла. Этот контур также проводится на чертеже грота (рис. 216).
Передние паруса - стакселя - не крепятся к рангоуту, а растягиваются между тремя точками - фаловым, шкотовым и галсовым углами. Штаг не является жестким, как мачта, а растягивается и провисает под нагрузкой. При провисании штага и натянутой задней шкаторине "пузо" стакселя увеличивается неравномерно: в верхней части паруса оно становится непропорционально большим; поток воздуха, стекающий со стакселя, "отдувает" ткань грота, нарушая его эффективную работу. Поэтому при раскрое стакселя его передней шкаторине придают S-образность, делая в верхней части "отрицательный" серп, направленный выпуклостью внутрь паруса, а в нижней - "положительный". По нижней шкаторнне делается небольшой серп; задняя шкаторина обычно прямая или слегка вогнутая, особенно на стакселях для сильного ветра. Вогнутость препятствует чрезмерной "пузатости" паруса в верхней части и предотвращает загибание задней шкаторины в наветренную сторону и задувание грота.
Шкотовый угол стакселя делят пополам биссектрисой. Она обозначает положение среднего шва, делящего парус на верхнюю часть, где полотнища располагаются перпендикулярно задней шкаторине, и нижнюю, в которой полотнища перпендикулярны нижней шкаторине.

Раскрой и шитье грота. Полотнища ткани с предварительно прошитыми фальшивыми швами укладывают на чертеж паруса перпендикулярно линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы (рис. 217). Именно вдоль этой линии действуют наибольшие напряжения и важно, чтобы с их направлением совпали нити основы ткани. В этом случае ткань не будет деформироваться по диагонали и задняя шкаторина имеет устойчивую форму. Первым кладут полотнище от галcового угла; его растягивают, прикрепляя к полу шильями пли грузами. Выше на него кладут второе полотнище так, чтобы оно перекрывало первое на величину припуска для шва (примерно на 20-25 мм). Полотнища должны выходить на 60 мм за линию задней шкаторины, на 25-30 мм-за линию передней и на 50 мм - за линию нижней шкаторины. С целью экономии материала каждое следующее полотнище следует поворачивать на 180° (обрезанный конец у пе редней шкаторины должен лечь на следующем полотнище к задней шкаторине). Складки фальшивых швов должны быть сверху.

Рис. 217. Укладка полотнищ при раскрое паруса и детали конструкции грота

Рис. 217. Укладка полотнищ при раскрое паруса (а) и детали конструкции грота; б - фаловый угол; в - шкотовый угол; г - заделка задней шкаторины; д-заделка передней и нижней шкаторин; е - шов, соединяющий два полотнища.
1 - фаловая дощечка (фанера, толщина 3 - 4; или дюраль, толщина - 1,2-1,5, с двух сторон паруса); 2 - прошивка фаловой доскн; 3 - боут фалового угла; 4- марка на конце ликтроса; 5 - ликтрос; 6 - фальшивка; 7 - боут в шкотовом углу; 8 - люверс для шкота; 9 - булинь.

После того как полотнища заполнят чертеж до фалового угла, укладывают нижние полотнища, пока они не закроют шкотовый угол. Верхнюю кромку каждого последующего полотнища подсовывают под нижнюю кромку предыдущего. Когда все полотнища будут разложены, на каждом шве через 20-30 см наносят вертикальные риски ("мелки"), которые служат для контроля при шитье паруса. Для того чтобы швы получались одинаковой ширины, следует провести карандашом на расстоянии 20 мм от нижней кромки каждого полотнища параллельную ей линию. Затем полотнища обрезают спереди и сзади с учетом указанных припусков и складывают стопкой, начиная с фалового угла. Далее берут два полотнища сверху стопки и сшивают их вместе на машине точно по карандашной линии, добиваясь совпадения вертикальных рисок - мелков. Перевернув полотнища, накладывают второй ряд стежков по другой стороне шва, затем прошивают фальшивые швы, если они были только сметаны (см. рис. 214). Так же пришивают все остальные полотнища. После сшивания всех полотнищ парус снова укладывают на плазовую разбивку - на чертеж, тщательно разглаживают и прикрепляют к полу шильями. Переносят на ткань контуры паруса, обрезают лишнюю, сверх припуска, ткань, затем подгибают края по всем трем шкаторинам так, чтобы контур паруса точно совпадал с линиями чертежа. Сгибы ткани заглаживают утюгом, чтобы они были заметны при прошивке полотнищ, а положение швов отмечают карандашом на расстожши 2 мм от краев шкаторин.
По передней и нижней шкаторинам парусина полотнищ должна быть подогнута не один раз, а дважды. К задней шкаторине пришивают так называемую фальшивку - полосу ткани, отрезанную от припуска в 5-6 см на этой шкаторине. Фальшивка необходима для того, чтобы шкаторина вытягивалась равномерно со всем парусом и не загибалась на подветренную сторону. Ширина фальшивки 4-5 см; на подгибку шкаторины оставляют 1 см.
Подогнутые шкаторины и фальшивку прошивают на машине, затем пришивают по углам паруса усиливающие накладки - боуты, а по задней шкаторине - карманы для лат. В фаловом углу закрепляют фаловую дощечку из фанеры или дюралюминия (две пластины- с обеих сторон паруса), а внутрь фальшивки пропускают тонкий прочный шнур - булинь. Верхний конец булиня закрепляют на фаловой дощечке, нижний - свободно выводят из паруса и крепят к гику. Теперь остается поставить люверсы с ромбовидными накладками из парусины для взятия рифов и пришить карманы для лат - тонких, гибких реек из дерева, которые поддерживают "серп" на задней шкаторине.
Прошивать латкарманы на шкаторине не следует, так как в нее будет продернут булинь (рис. 218).

Рис. 218. Латкармал. Рис. 218.Латкарман.
I - лата; 2 - латкарман
.

Ликовка грота. К передней и нижней шкаторинам грота нужно пришить ликтрос, который упрочняет парус и служит для соединения его с рангоутом (входит в пазы на мачте и гике). Предварительно ликтросу (чаще всего его делают из растительного троса) дают вытяжку, растянув и подвесив к его середине (дня на два) груз в 50-60 кг. Затем ликтрос нужно раскрутить так, чтобы он не проявлял тенденции к закручиванию в ту или другую сторону.
Туго натянув трос, мягким цветным карандашом намечают вдоль него прямую линию. Этой линии следует придерживаться при пришивании троса и не допускать его перекручивания. Пришивать ликтрос нужно, закрепив его средней частью у галсового угла и вести работу сначала по нижней, затем по передней шкаторинам так, чтобы игла, проходя через ткань, захватывала одну прядь; нитку надо туго натягивать. Важно, чтобы парус был натянут по всей длине ликтроса равномерно, без складок и морщин. Ликтрос вытягивается больше парусины, поэтому он должен быть примерно на 5 % короче шкаторины. Полезно предварительно прикрепить ликтрос к парусу временными прихватками через 250-300 мм.

Раскрой и шитье стакселя. После того как будет вычерчен контур стакселя с учетом вытяжки парусины, замеряют точно ширину полотнищ и откладывают ее на нижней и задней шкаторинах, начиная со шкотового угла. Из этих точек восстанавливают перпендикуляры таким образом, чтобы они встретились на среднем шве - биссектрисе (рис. 219).

Рис. 219. Стаксель.Рис. 219. Стаксель: а - укладка первых полотнищ в шкотовом углу; б-конструкция скользящей шкаторины; в - фальшивый шов.
1 - боут; 2 - люверс для галс-оттяжки; 3 - трубка из поливинилхлорида; 4 - огон ликтроса
.

Полотнища начинают укладывать на нижнюю часть чертежа паруса фальшивыми швами вверх. Первое полотнище кладут в шкотовый угол, выравнивают его по предварительной разметке (перпендикулярно нижней шкаторине), расправляют и прикрепляют к полу с помощью шильев или грузиков. Это полотнище затем обрезают, оставляя припуск 20-25 мм для среднего шва, а по нижней шкаторине - 40-50 мм. Далее кладут второе и последующие полотнища с перекроем для сшивки в 20-25 мм, пока вся нижняя часть чертежа паруса не будет покрыта тканью.
Таким же образом выкладывают полотнища и на верхней части чертежа паруса с припуском 40-50 мм по задней шкаторине. Положение полотнищ друг относительно друга фиксируют мелками, нанося отметки через 300-350 мм. Затем, начиная с галсового угла, берут первое полотнище нижней части паруса и кладут его на второе, оба вместе - на третье и так далее до шкотового угла. Таким же образом складывают в отдельную стопку полотнища верхней части паруса, начиная с фалового угла. Перевернув стопку, полотнища сшивают на машине, следя за совпадением мелков, так же как это делается и при пошиве грота. Когда обв части паруса готовы, их сшивают по среднему шву, следя за совпадением швов обеих частей.
Снова кладут парус на чертеж, обрезают его по кромкам. По передней шкаторине полезно пришить усиливающую ленту - фальшивку; по остальным двум шкаторинам можно ограничиться подгибом парусины. В углах паруса нл-шивают боуты: в галсовом и фаловом - по одному с нижней и верхней стороны паруса, в шкотовом - один с верхней и два с нижней стороны, чтобы увеличить прочность этого весьма нагруженного угла. Важно, чтобы направление основы и утка тканей на боутах и парусе совпадали.
По передней шкаторине стакселя чаще всего ликуются стальным тросиком. Сначала вырубают заготовку ликтроса точно по длине передней шкаторины и заделывают на его концах огоны с коушами. Затем плотно обматывают по всей длине ликтрос полосой из тонкой парусины, закрепляя ее схватками из ниток (с помощью иглы). Подготовленный ликтрос просовывают между парусом и усиливающей лентой по передней шкаторине и- прошивают шкаторину стежками настолько близко к тросу, насколько это возможно. Желательно при каждом стежке захватывать парусину, которой обмотан ликтрос. Важно исключить возможность смещения парусины по тросу. Огоны на ликтросе могут быть заделаны на парусе или, наоборот, выпущены на некоторое расстояние (рис. 220). В первом случае огон с коушем обметывается парусной ниткой подобно люверсу, во втором - на них накладывается клетневка. Шкотовый угол стакселя ликуется растительным тросом на 1-1,5 м по нижней и задней шкаторпнам.
Рис. 220. Заделка стального ликтроса на передней шкаторине стакселя.Рис. 220. Заделка стального ликтроса на передней шкаторине стакселя: а - с огоном, вшитым в парус; б - с огоном вне паруса.
1 - шов крепления ликтроса; 2 - клетневка огона о коушем; 3 - коуш; 4- лента парусины; 5-ликтрос
.

В ряде случаев стаксель не ликуют, а делают со скользящей шкаториной. Ликтрос закрепляют только в фа ловом углу, в галсовом же делают люверс 2 (см. рис. 214), за который паруc можно растянуть по ликтросу в той или иной степени, в зависимости от силы ветра В свежий ветер, когда "пузо" стакселя нужно уменьшить, шкаторину натягивают очень туго, в слабый - наоборот, ослабляют, увеличивая "пузо" и смещая его к штагу.
При окончательной отделке на стаксель ставят люверсы для ракс-карабинов, с помощью которых он крепится к штагу.
Прошивая швы или нашивая детали паруса, нужно следить за тем чтобы не было сдвига между верхним и нижним слоями ткани; мелки, поставленные при раскрое, не должны расходиться.

Применение синтетических тканей. Синтетические ткани: лавсан, дакрон капрон - меньше вытягиваются, поэтому их раскраивают без учета вытяжки с точностью до ±1 мм.
На синтетических парусах не требуется большого количества фальшивых швов и подворотов, так как материал обладает достаточно высокой прочностью
Ликовку шкаторин грота из синтетической ткани необходимо производить капроновым линем пологой свивки. Если нет такого ликтроса, можно использовать одну прядь из четырехпрядного капронового троса. Особое внимание нужно обратить на равномерность посадки паруса по ликтросу. При отсутствии опыта можно упростить задачу, пропустив свободный ликтрос внутри банта шкаторины. это даст возможность регулировать посадку паруса по шкаторине ветчина которой должна составлять примерно 3-4% от длины шкаторины.
Для ликовки передней шкаторины стакселя рекомендуется испопьзовать стальном трос, протянутый в полихлорвиниловую трубку.
Разделывать отверстия в парусе под люверсы и кренгельсы нужно горячим паяльником. Углы парусов из синтетики ликтросом не обшивают так как прочность ткани достаточна, чтобы выдержать натяжение шкотов
При сшивке полотнищ их можно предварительно склеивать обычным конторским клеем или скреплять клейкими лентами. Шитье парусов осуществляется капроновыми нитками.
Для того чтобы при сшивке полотнищ лавсан или дакрон не мялись и не ломались, их можно наматывать на длинные палки.

4. Дельные вещи для парусных судов.

Парусные лодки нуждаются в оснащении целым рядом специфических дельных вещей, необходимых для управления парусами. Это, прежде всего блоки (рис. 221, б и в), служащие как для направления снастей бегучего такелажа - фалов, шкотов и т. п., так и для облегчения их выбирания путем проводки снасти в несколько лопарей - в виде талей.

Рис. 221. Детали оснастки.Рис 221. Детали оснастки: а - скоба; б - блок простой; в - блок со скобой; г - палец со стопорным кольцом.
1- скоба; 2 - штырь скобы; 3 - обойма, толщиной 0,8 - 1,2; 4- ось; 5 - шкив текстолит или легкий сплав; 6- распорная втулка,8Х1; 7 - винт М6; 8 - щека, легкий сплав, толщиной 2; 9 - палец; 10 - стопорное кольцо, проволока пруж, 1 - 1,5.

Шкивы блоков для капроновых и растительных тросов рекомендуется вытачивать из текстолита, винипласта или легкого сплава; щеки могут быть сделаны из пластмасс, нержавеющей стали или алюминия. Оси - нагели - вытачивают из нержавеющей стали или латуни.
При изготовлении блоков следует учитывать, что при огибании шкивов малого диаметра трос быстро изнашивается и возрастают потери на трение. Поэтому шкивы должны иметь диаметр не менее четырех, а лучше шести диаметров троса. При ширине желобка (кипа) шкива, равной 1,4-1,5 диаметра троса исключается трение троса о щеки.
Для проводки стаксель-шкотов применяются направляющие кольца - кипы (рис. 222), которые закрепляют на палубе или на ползунах, скользящих по направляющим рельсам. Во втором случае имеется возможность регулировать положение кипы и тем самым натяжение шкаторин и форму пуза стакселя. Кольца кип вытачивают из фторопласта или текстолита.

Рис. 222. Направляющие кипы стаксель-шкотов.Рис. 222. Направляющие кипы стаксель-шкотов. 1 - кольцо из текстолита; 2 - скоба.

Эксцентриковые стопора (рис. 223) позволяют быстро закрепить шкот или фал и так же быстро отдать в случае необходимости. Особенность их работы такова, что чем большее усилие прилагается к шкоту со стороны паруса, тем надежнее он удерживается эксцентриками с насечкой. Для того чтобы снять шкот со стопора, достаточно натянуть трос до ослабления сжатия эксцентриков и выхлестнуть его из зажима.

рис. 223. Эксцентриковый стопор - Рис. 223. Эксцентриковый стопор - простой (а) и со скобой (б); в - конструкции и детали.
1 - шайба; 2 - винт М5; 3 - эксцентрик; 4 - пружина из проволоки 1 мм; 5 - втулка; 6 - основание (текстолит); 7 - упор
.

Существуют и более простые клиновые стопора (рис. 224), которые можно сделать из алюминиевой трубки или полосы. Но такие стопора следует применять в случаях, когда усилие на снасти невелико и работать с ней приходится сравнительно редко (например, сорлинь руля).

Рис. 224. Клиновой (или щелевой) стопор.Рис. 224. Клиновой (или щелевой) стопор.

Такелажные скобы (см. рис. 221, а), сделанные из нержавеющей стали, применяют для часто отдаваемых соединений различных снастей с парусами и деталями вооружения яхты.
Нагели со стопорным кольцом (см. рис. 221. г) используются в сравнительно редко отдаваемых соединениях такелажа и деталей вооружения, например, для крепления вант и штагов к мачте и талрепам.
Для крепления ходовых концов фалов и шкотов наряду со стопорами можно применять обычные деревянные утки, которые изготавливают из плотной и прочной древесины дуба или красного дерева, иногда - из металла (рис. 225).

Рис. 225. Деревянная утка.

Размеры в мм.

A
B
C
D
E
F
G
H
d
200
25
25
100
8
12
20
75
8
150
20
20
75
6
8
16
55
6
100
12
12
50
4
6
10
35
4

 

Необходимым элементом парусной оснастки является и устройство для уменьшения площади грота - взятия на нем рифов. В простейшем случае грот снабжается одним-двумя рядами отверстий, расположенными параллельно гику и усиленных нашивками из парусины. В эти отверстия пропускается шнур или рнф-сезни, которыми уложенная в плотную скатку нижняя часть паруса прикрепляется к гику.
На современных яхтах площадь грота обычно уменьшается посредством наматывания паруса иа гик.

При небольшой площади (до 15 м2) это можно сделать вручную, если гик будет снабжен простым приспособлением для его вращения и фиксации в нужном положении, а крепление блоков гика-шкота не помешает наматыванию паруса. На пятку гика надевается металлический стакан, в донышке которого имеется квадратное отверстие; обушок вертлюга снабжается штырем с квадратом соответствующих размеров (рис. 226).

Рис. 226. Патент-риф простейшей конструкции для малых яхт и швертботов.Рис. 226. Патент-риф простейшей конструкции для малых яхт и швертботов: а - пятка гика (у мачты); б - нок. 1 - гик; 2-кольцо; 3 - пружина; 4 - штырь; 5 - стакан; 6 - оковка нока; 7 - ось-заклепка; 8 - серьга; 9 - пруток или тросик; 10 - блок гика-шкота; 11 - хомут; 12 - ролики.

При взятии рифов гик оттягивается от мачты, при этом его можно вращать вокруг цилиндрической части штыря. В нужном положении гик фиксируется с помощью квадрата и пружины, упирающейся в кольцо. Гика-шкот при этом крепится либо на самом ноке гика за оковку, свободно вращающуюся вокруг его оси, либо за специальный хомут, снабженный роликами. Для того чтобы хомут не перемещался по гику, его крепят к исковой оковке растяжкой из металлического прутка или стального тросика.
Гика-шкот даже на небольшом швертботе следует провести в два лопаря (рис. 227, а) с двойным выигрышем в силе. При площади грота около 10 м2 необходима проводка в три лопаря, причем ходовой конец должен выходить из нижнего блока, вращающегося вокруг вертикальной оси и снабженного стопором для шкота (рис. 227, в). Для того чтобы грот эффективно работал на острых к ветру курсах, желательно нижний блок закрепить на ползуне, скользящей по рельсовому погону. Парус получает правильный профиль с одинаковыми углами атаки по его высоте, если тяга гика-шкота направлена не к ДП судна, а к подветренному борту.

Рис. 227. Схема проводки гика-шкота на малых яхтах и швертбортах.Рис. 227. Схема проводки гика-шкота на малых яхтах и швертботах: а- проводка в два лопаря; б - проводка в три лопаря с тросовым погоном и ходовым концом, сходящим с верхнего блока; в - проводка гика-шкота па яхте, снабженной рельсовым погоном.
1 - гика-шкот; 2 - обушок; 3 - тросовый погон; 4 - ограничители хода ползуна; 5 - ползун; 6 - рельс; 7 - бимс
.

Для управления парусной лодкой удобен румпель с удлинителем - тягой (рис. 228).

Рис. 228. Конструкция румпеля.Рис. 228.Конструкция румпеля.
1 - румпель; 2 -стопор тяги румпеля; 3 - тяга румпеля; 4 - стопор сорлиня (полоса 1,5 X 15X65); 5 - болт с шаровой головкой; 6 - шайба 6; 7 -гайка с накаткой (после завинчивания конец болта расклепать); 8 - обойма (полоса 1,5X28)
.

Крепление тяги к румпелю посредством болта с шаровой головкой 5 позволяет рулевому удобно управлять швертботом, находясь на правом или левом борту, и даже стоя. Когда тяга не нужна, ее разворачивают вдоль румпеля и отверстием насаживают на стопор 2. Снасточка для подъема пера руля (на швертботе) - сорлинь проводится через желобок в колодке баллера и крепится в простейшем стопоре 4 на румпеле. Полезно завязать на сорлине узелки, соответствующие полностью опущенному перу, поднятому из воды и в одном - двух промежуточных положениях.


 



Источник: http://справочник Д.А.Курбатова
Категория: Yachting | Добавил: ae (02.07.2008) | Автор: Alekcander
Просмотров: 2516 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Каменный цветок
  • Под парусом
  • FotoStudio AE
  • Непран - бот
  • CSV
  • Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера

    Copyright MyCorp © 2017 | Сайт создан в системе uCoz