По сложности устройства некоторые яхты можно
сравнить с космическими кораблями. Какие проблемы приносят передвижение
и жизнь на воде? И почему простые, казалось бы, потребности в привычном
комфорте так трудно, а главное, так дорого удовлетворять? Самая распространенная причина
дискомфорта на судах — шум: нежелательный звук работающего двигателя,
удар закрывающегося люка, перезвон кухонной утвари в камбузе с утра
пораньше… Те же проблемы возникают и с вибрацией: как любоваться
закатом на дрожащей палубе или наслаждаться обедом, когда столовые
приборы скачут по столу? Роскошные яхты строятся, чтобы предложить
комфорт и удовольствие высшей пробы. Поэтому трудно понять, почему
многие строители и проектанты яхт не уделяют достаточного внимания шуму
и вибрации.
Шум Критерии, определяющие комфорт, можно поделить на
психологические и физиологические. Шум относится к последним и подлежит
измерению, а значит, уровень комфорта можно определить в цифрах. За
последние годы классификационные общества выработали набор требований
к комфортабельности судов и ввели понятие Comfort class. Сначала приведем несколько цифр
для сравнения. 0 дБ — это акустическая лаборатория, где человек
чувствует себя некомфортно. 20 дБ — это пустыня, 40 дБ — ресторан, а 60
дБ — шумный офис. При 75 дБ и выше разговаривать можно только стоя
рядом, а все, что находится после 85 дБ, уже зона риска: требуются
защитные наушники. Кстати, увеличение уровня звука на 10 дБ человек
воспринимает как увеличение громкости вдвое.
На судне шумит все: любой насос или труба, все, что крутится или течет.
Сильнее всего, конечно, шумят мощные энергоустановки: двигатели и
дизель-генераторы. Моторный отсек — скопище разнообразных
«громкоговорителей»: агрегатов, насосов и др. Задача проектантов —
расположить его подальше от жилых помещений. Вот что говорят специалисты российской компании «Еврояхтинг»:
«Вмешаться в сам агрегат, чтобы уменьшить исходящий от него шум, обычно
не удается. Но перед установкой его на яхту мы везде, где возможно,
непременно „подтягиваем“, „подкладываем“, „поджимаем“, чтобы не
дребезжало и не вибрировало. Моторный отсек укрываем с особенной
тщательностью. Кроме пожарной изоляции, требуемой Регистром, он весь
обшит 40-миллиметровым слоем пористого материала от английской компании
Halyard. Его хитрость в том, что этот материал внутри имеет плотную
прослойку, которая экранирует звук, как бы запирая его между собой и
источником шума. Уровень шума от присутствия прослойки уменьшается
более чем в два раза. Толщина материала и поры вносят свой вклад, и в
итоге убирается 35—40 дБ. Поразительная стойкость этого материала к
огню (открытое пламя прорывается сквозь него только через час)
существенно повышает его привлекательность.
Вентиляционные шахты моторного отсека снабжены высокоэффективными
глушителями, специально спроектированными под частоты данного
двигателя. А его газоходы выполнены из неметаллических материалов
(резина и стеклопластик). Стены шахт выложены пенофолом.
Дизель-генератор спрятан в идеально подогнанный кожух со звукоизоляцией
последнего поколения. В кожухе нет ни малейшей щели, и снабжение яхты
энергией проходит незаметно для пассажиров».
Изоляционные работы в салоне Жилые помещения, особенно каюты, — предмет особой заботы. Здесь
помогают «плавающие» полы и переборки, заполненные звукоизоляторами.
Стены и потолок кают отсоединены от корпуса, они крепятся на
специальных подвесках с гасящими прокладками. Плеск волн о борт
останавливает теплозвукоизоляция, приклеенная прямо к обшивке яхты.
Этот шум относительно легко остановить, так как он несет в себе мало
энергии.
Как известно, практически все изоляторы шума и тепла пористы, а потому
весьма гигроскопичны, т.е. легко впитывают влагу, которой на судне
всегда хватает. При этом появляется не только лишняя масса, но и
происходит значительное ухудшение изолирующих свойств. Опять проблема.
Суда от «Еврояхтинга» изолируются революционным материалом от компании
Almar — благодаря перфорации он обладает минимальной гигроскопичностью.
Внутри яхты остатки шума,
прорвавшиеся через выстроенные барьеры, встречают слой шумопоглощающего
материала, нанесенного на панели интерьера с тыльной стороны, а также
тканевые потолочные и стеновые панели с тонкой прослойкой пористого
полиуретана. Плита Allmofon BZ наклеивается с обратной стороны деталей интерьера Любой звук становится более заметным в условиях стоянки. Когда фоновый
шум от движения судна отсутствует, другие звуки становятся главными:
работа насосов, жужжание кондиционеров, громыхание якорной цепи на
ночной швартовке — все это повод для раздражения. «Шумят» и вдобавок
«потеют» все трубы на судне. От этих неприятностей их с особой
тщательностью покрывают вспененными материалами последнего поколения.
Воздуховоды тоже часто заявляют о себе, если скорость движения воздуха
в них начинает превышать 2 м/с. Чтобы они «умолкли», их изнутри
оклеивают шумопоглощающим материалом А на вентиляторы, подающие воздух,
ставят глушители.
Вибрация Шум и вибрация связаны между собой и могут
обусловливать друг друга. Любой вибрирующий механизм вызывает
структурные колебания корпуса. Особенно опасны такие колебания, когда
элементы корпуса попадают в резонанс — тогда вибрация вырастает в
десятки раз. Структурные колебания могут сообщать вибрацию большим
поверхностям в любом помещении, и тогда человек их воспринимает как
шум. Инженерное подразделение «Еврояхтинга» умеет решать и эту
проблему: «В наших проектах мы проводим анализ конструкции на выявление
резонанса и при необходимости подкрепляем выборочно конструкцию в
нужных местах. Перенесенный структурой шум — самый серьезный источник
звука на борту и самый сложный в погашении. Наше правило —
устанавливать двигатели, генераторы и другие машины на правильно
подобранные или специально разработанные амортизаторы. „Плавающие“ полы
и не связанные с корпусом стены и потолки надежно отделяют жилые
помещения. Между моторным отсеком и жилыми помещениями обязательно
должна быть буферная зона — любое помещение, не предназначенное для
сна». Якорная цепь — один из основных источников шума. Для его минимизации цепной ящик выстилают пенофолом Выбор винтов — отдельная тема. Вращающийся вихрь, вызванный винтом,
бурлит не только за кормой, но и под днищем. Это он пытается превратить
ваше путешествие в рок-концерт. Там, на днище судна, эти пульсирующие
струи встречает специально созданная воздушная прослойка. Следующий
барьер структурному шуму организован на днище судна в районе вращения
винтов: многослойный «сэндвич» встречает удары, отражая их и гася на
месте.
О чем это говорит? О том, что роскошный интерьер далеко не самая
дорогостоящая часть яхты. Во всяком случае, если говорить о хорошей
яхте: самое ценное на ней обычно в глаза не бросается.
Салон. На стоянке - 40 (55) |
Салон. На ходу - 55 (65) |
Каюты пассажиров. На стоянке, дб - 40 (50) |
Каюты пассажиров. На ходу, дб - 50 (60) |
Открытые палубы. На стоянке, дб - 40 (50) |
Открытые палубы. На ходу, дб - 55 (75) |
Салон. На стоянке - 40 (55) |
Салон. На ходу - 60 (70) |
Каюты пассажиров. На стоянке, дб - 40 (50) |
Открытые палубы. На стоянке, дб - 50 (60) |
|