Hanuman — современная реинкарнация Endeavour II, яхты из легендарной когорты Super-J
Endeavour II был заказан Томом Сопвитом на английской верфи
Camper&Nicholsons специально к регате America’s Cup 1937 года.
Современники вполне могли бы счесть это судно верхом совершенства, если
бы в том же году на свет не появилась американская яхта-соперница
Ranger. Ведь гениальный английский конструктор Чарльз Николсон,
приверженец старой яхтостроительной школы, считал проектирование судов
«больше искусством, чем наукой», за океаном же к вопросу подошли без
пиетета и задействовали в проекте все доступные на то время
научно-технические возможности. Конструктор Старлинг Берджесс вместе
с Олином Стивенсоном (чьи идеи потом на протяжении сорока лет
обеспечивали успех США в кубковых гонках, а Стивенс получил прозвище
«мистер Кубок Америки») впервые применили буксировочные тесты в бассейне
и создали абсолютно новаторский корпус. Ranger тогда всухую выиграла
у Endeavour II…
Да простит нам читатель столь подробные исторические экскурсы, но,
только зная весь этот контекст, можно понять, почему с таким трепетом
и владелец «Ханумана», и вся, можно сказать, яхтенная общественность
ждали первого появления новой «джей» на публике. После спуска на воду
в марте 2009 Hanuman сразу же отправился через Атлантику на Род-Айленд
(восточное побережье США), где в ежегодной регате Newport Bucket ему
предстояло встретиться с современной репликой Ranger 2003 года
постройки. «Дуэль XXI века» получилась очень драматичной и, чтобы уж
долго вас не томить, победил в ней Hanuman с отрывом всего в 38 секунд! Торжествовал не только яхтовладелец, но и верфь — ведь это уже не первая
лодка, которую Royal Huisman верфь сделала для Джима Кларка.
В 1998 году для основателя компьютерной фирмы Netscape был построен
47-метровый шлюп Hyperion (который за степень IT-оснащения прозвали
компьютером в форме яхты), в 2004-м появилась 90-метровая шхуна Athena.
Вслед за ними настал черед классической J-яхты. Пропорции Endeavour II в «Ханумане» были соблюдены скрупулезно, однако
размерения не на 100% совпадают с историческим прототипом: реплика имеет
42,20 м в длину, по ватерлинии 27,40 м, ширину 6,60 м, осадку 4,57 м
и водоизмещение 165,4 тонны (при полузагрузке). Да и построен Hanuman,
разумеется, из материалов последнего поколения — корпус из алюстара,
мачта из карбонового композита. Но современные материалы и технологии
даже лучше позволяют раскрыть весь ходовой потенциал оригинальной
Endeavour II, считают специалисты Dykstra&Partners Naval Architects,
которые проектировали лодку.
Еще на стадии строительства Алиса Хойсман, директор верфи Royal Huisman,
призналась автору этих строк: «Мой отец, потомственный корабел, лучшим
в своей жизни проектом считал Endeavour, который на Royal Huisman
переоснащали в 1989 году. Мне же посчастливилось строить реплику
Endeavour II, и я просто влюблена эту лодку. Если интерьер у нее очень
высокого качества, но технически для нас в пределах обычного, то в плане
вооружения пришлось потрудиться, потому что ретро-такелажем и парусами
сейчас редко кто занимается. Спасибо, есть Dykstra&Partners — по
части J-яхт это дизайн-бюро самое, пожалуй, компетентное в мире».
К разработке вооружения уникальной конфигурации были привлечены также
независимая Carew Group, парусный производитель North Sails
и предприятие Rondal, которое производит custom-рангоут. В парусном гардеробе яхты имеются два комплекта: гоночный и круизный.
В первый входят грот площадью 534 м2, три генуи — 338, 408 и 461 м2
и стаксель 130 м2. Круизный комплект побогаче: два грота 499 и 271 кв.м,
стаксель 123 м2, так называемый yankee 230 м2, штормовой трисcель
133 м2 и штормовой стаксель 51 м2. В спецификации заявлена круизная
скорость 12,78 узла, но это, разумеется, для «Ханумана» далеко не
предел.
У яхты практически плоская палуба, над которой возвышаются только
лебедки и компактный «домик» надстройки с небольшим палубным салоном.
Леера, как и положено на классических лодках, отсутствуют. Понятно, что
команда на «джее» должна быть гораздо более опытной, чем на обыкновенном
паруснике — такие условия и непривычное по нынешним временам вооружение
требуют особой сноровки и физподготовки. Или, скажем так, чуть ли не
обезьяньей ловкости, если вспомнить имя лодки. Согласно индийскому эпосу
«Рамаяна», Хануман, сын бога ветра, обладает способностями к полету,
его чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни (жизни
на пленэре, если угодно), а его исключительная физическая сила,
настойчивость и преданность — это, по мнению Кларка, как раз те
качества, которыми должна обладать команда такого великолепного судна,
как яхта J-класса.
Спустившись внутрь яхты, понимаешь, что комфорту экипажа здесь уделяется
большое внимание. Именно команда занимает носовую треть лодки, даже
чуть больше. Здесь зеркально расположены четыре двухместные каюты
с двухэтажными койками, большой камбуз и весьма объемная кают-компания.
Ведь экипаж на такой яхте должен быть довольно многочисленным, поскольку
парусная работа требует множества рук. И владелец сделал все, чтобы
команда могла полноценно отдохнуть и с максимальным удобством провести
свободное время. Джентльменская все-таки лодка.
Из камбуза мы попадаем прямиком в гостевую столовую — она объединена
с салоном и располагается в самой широкой части корпуса. В целом —
типично английская обстановка: добротные деревянные панели, солидный
диван, книжные шкафы, буфеты с хрусталем (так и хочется сказать —
фамильным), стены украшает пейзажная живопись, причем часть пейзажей —
подводные. При ближайшем рассмотрении один из «холстов» оказывается
ЖК-экраном, который маскируется под картину, чтобы не нарушать
ретро-имиджа интерьера.
Особо просторным это помещение не выглядит, но и тесным его никак не
назовешь. В самый раз, чтобы чувствовать себя уютно и в то же время не
испытывать неудобств, передвигаясь внутри даже во время крена. Одно из
фирменных ноу-хау верфи Royal Huisman — строить макеты всех интерьеров
в натуральную величину, чтобы заказчик мог примерить, что называется, на
себя, насколько жилые пространства будут соответствовать его личной
эргономике.
Так что прежде чем гостиная «Ханумана» была реализована
в дорогих материалах, каждый ее сантиметр был просчитан и опробован,
почти обжит будущим хозяином.
Далее планировка яхты симметрична: гостевые каюты, разделенные
коридором, отличаются только тем, что в каюте по левому борту
установлены две кровати, а по правому — одна king size. Затем, минуя
штурманский уголок, можно пройти в довольно большую мастер-каюту,
расположенную в кормовой части. Двухуровневый пол, наличие рабочей зоны
и зоны отдыха плюс неожиданно просторная ванная комната с мраморной
отделкой — все это оставляет впечатление гораздо более объемного жилого
пространства, чем обычно бывает на парусных лодках.
Отделка интерьера (Pieter Beeldsnijder Design) по всей яхте выдержана
в едином стиле. Это классика: скругленные линии мебели, изящная резьба
с элементами интарсии, латунные детали, бело-голубой текстиль.
Потрясающему многообразию экзотических пород дерева, которые широко
используются сегодня в яхтостроении, заказчик предпочел спокойные,
теплые оттенки французского и американского ореха, а столешницы сделаны
из капа. Современное оборудование вроде кондиционеров, телевизоров, CD
и DVD-плееров так вписано в интерьер, что совершенно не бросается
в глаза. Словом, на «Ханумане» максимально бережно воссоздана атмосфера
былого — «золотого века» больших парусников. Перечислять навигационное оборудование, наверное, нет нужды — яхта имеет
все, чему положено быть на современной лодке такого уровня, начиная
с радара Nobeltec Admiral и заканчивая спутниковой телефонной связью
Sailor SC4000. Двигатель Scania DI 1259M мощностью 350 л.с. и запас
горючего в 8240 литров позволят не прерывать вояж даже в безветрие.