Северо-восточные ветра приносят сюда легкие белые пески Сахары,
расставляя яркие цветовые акценты. Протяженные песчаные пляжи Лансерота
контрастируют с черной лавой, превращая действительность в декорации
фантастического фильма. Впрочем, именно здесь в разные годы и снимались
многие известные шедевры футуристического кино. Цель моей поездки —
мировой чемпионат в классе GP42, который проходит в Пуэрто-Калеро. Но
до старта регаты еще есть время, и я с удовольствием провожу его в
поездках по острову. Я не первый раз на Лансероте. Однако раньше,
приходя сюда на яхте, я даже не подозревала о тех фантастических
красотах, которые скрывают берега острова.
Несмотря на то, что Лансерот входит в один архипелаг с «зелеными»
островами — Тенерифе, Гран-Канарией и Гомерой, — он совсем другой.
Отчасти потому, что вулканическая активность здесь не прекращается до
сих пор. Последний, самый длительный период интенсивной деятельности
вулканов наблюдался в 1730 году и длился шесть лет. За это время лавой
покрылась вся южная часть острова. Самые поздние извержения произошли в
1824 году. Именно тогда сложился рельеф, который мы можем наблюдать
сегодня. Территория последних извержений теперь является национальным
парком Тиманфайя (Timanfaya), который в 1993 году был назван UNESCO
заповедником биосферы. Рассказывать про Тиманфайя бессмысленно: нет
слов, способных передать чувства, которые испытываешь, проезжая через
«огненные горы» — так переводится название этого места с языка коренных
жителей гуанчей. Земля здесь буквальном смысле горячая: слои
расплавленной магмы пролегают на глубине всего около 4—5 км. На глубине
13 м температура достигает 610 градусов, а у самой поверхности она
составляет 100—200 градусов. Убедиться в наличии природного тепла можно
лично, просто потрогав камни, но есть и ряд спецаттракционов.
Во-первых, можно увидеть, как ведро воды, залитое в небольшую ямку,
проделанную на поверхности, за несколько секунд превратится в столб
пара. Во-вторых, можно посетить ресторан El Diablo — здесь для
приготовления блюд используется вулканическое тепло. Снаружи ресторана
можно приготовить себе еду самостоятельно: в каменной нише устроен
«вулканический мангал» с решеткой. Жар, как от настоящих углей. Южный берег острова привлекает туристов знаменитыми белыми пляжами
Папагайо. К западу от него расположено другое уникальное место —
гидровулкан Эль-Гольфо (El Golfo): неестественно-зеленое озеро и
огромный черный пляж в обрамлении коричневых и красных скал. Те, кто
видел последний фильм Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия» (Los
abrazos rotos), непременно узнают это место — сюда приезжает со своим
возлюбленным героиня Пенелопы Крус. В другой сцене мы видим героев на
огромном дюнном пляже — это тоже остров Лансерот, пляж Фамара. А
погибает героиня Пенелопы Крус в автокатастрофе на том самом месте, где
в 1992 году погиб человек, чье имя неразрывно связано с Лансеротом. Его
зовут Сесар Манрике
Центральная и северная части Лансерота более зеленые — сюда не
добралась лава последних извержений, а вулканический пепел способствует
плодородию земель. Расположенные здесь виноградники приносят неплохие
урожаи, а местные винодельни производят приятные и характерные вина.
Кроме земледелия, местные жители развлекаются охотой. Когда-то
завезенные сюда кролики изрядно размножились в отсутствие естественных
врагов, поэтому лансеротцы регулируют поголовье этих зверьков сами.
Охота выглядит довольно оригинально. Охотник имеет обычно двух-трех
собак. На типичную канарскую собаку без слез не взглянешь — кожа,
натянутая на скелет. Кажется, она вот-вот умрет с голоду, хотя на самом
деле все не так ужасно — просто такая порода. Перед охотой их, правда,
действительно не кормят. Кроме собак, охотник вооружен хорьком. Этот
маленький, но злобный зверек обычно сидит в специальном тубусе. Когда
охота начинается, хорька выпускают, и он выгоняет кролика из норы.
Покинув нору, кролик тут же оказывается в зубах у собаки. Она
прикусывает добычу и радостно приносит хозяину. «А как же сделать так,
чтобы хорек сам не съел кролика прямо в норе?» — спрашиваю у одного из
охотников. — «Ну для этого мы делаем вот что», — говорит он и в течение
минут 20 вяжет из тонкой веревочки какой-то особенный намордник для
хорька. Так этот маленький хищник не испытывает неудобств, но и не
сможет сильно покусать кролика. Пока я разговаривала с охотником,
собачки дружно ласкались ко мне, а мне как-то не верилось, что именно
эти милые и нежные существа только что добыли те трофеи, что висели на
плече у охотника.
Оставляем охотников и двигаемся на север, где находится еще одно
уникальное место со своим микроклиматом — Ария или Долина тысячи пальм.
Здесь же мне хотелось доехать до самой высокой точки острова — площадки
Мирадор-дель-Рио, откуда открывается прекраcный вид на соседние
северные острова архипелага Грасиосу и Аллегрансу. Когда-то, лет шесть
назад, наша яхта потерпела аварию у берега той самой Грасиосы: вставая
ночью на якорь, мы ошиблись бухтой, а когда вода из-за отлива стала
уходить, предпринимать что-либо было уже поздно. Так и получилось, что
наша яхта залегла на берегу. Для местных жителей это было событие, а
для нас — несколько беспокойных часов. Впрочем, это совсем другая
история. Тогда я смотрела на противоположный берег и думала, как должно
быть, красиво выглядит Грасиоса, ее Желтая гора, ее бирюзовые воды
оттуда, с высокого берега. Теперь же, стоя на высоком берегу, я думала
только об одном — ну как мы могли так ошибиться: все же как на ладони!
Быстро темнеет, и мы перемещаемся туда, где пройдет торжественное
открытие регаты. Хамеос-дель-Агуа — самая большая лавовая пещера в мире
— была образована во время извержения вулкана Ла-Корона около трех
тысяч лет назад. Она протянулась на шесть километров, а некоторые ее
залы достигают 24 метров в ширину и 15 в высоту. Одно из таких
«помещений» было использовано для создания уникального концертного
зала. Хамеос-дель-Агуа стал первым Центром Искусства по проекту
упомянутого выше Сесара Манрике — человека, которого на острове знают
все и без которого нельзя представить себе современный Лансерот.
Наследие Манрике велико — но оно не только в его творениях. Благодаря
ему остров не утратил естественного очарования, как это часто бывает с
уникальными объектами природы, куда вторгается человек. Являясь большим
авторитетом у местных властей, Манрике настоял на принятии ряда
законов, ограничивающих строительство. В частности, на Лансероте
запрещено высотное строительство, поэтому здесь нет многоэтажных
отелей, которые редко бывают архитектурными шедеврами. Дома, строящиеся
на острове, должны быть белыми и строго соответствовать определенному
стилю, а развлекательные или культурные объекты допускаются к
строительству, только если они строятся без нарушения целостности
природных ландшафтов. Так, например, дорога в вулканическом парке
Тиманфайя спроектирована таким образом, чтобы ее не было видно с самой
верхней точки обзора.
Праздник открытия регаты закончился далеко за полночь. Завтра гонки, и
мы отправляемся «домой» — в гостеприимный Пуэрто-Калеро (Puerto
Calero). Это не просто хорошая марина, а целое поселение. Большинство
путешественников приходят сюда на яхтах: одни останавливаются здесь на
зиму, другие проводят несколько дней перед броском через Атлантику;
здесь есть все необходимое для проведения подготовительных и, если
надо, ремонтных работ. Кроме того, Пуэрто-Калеро является одним из
немногих яхтенных портов на Канарских островах, способных принимать
суперъяхты. Пока — до 50 метров длиной, однако в ближайшее время
появится причал, где смогут швартоваться суда до 70 м. Для них в Puerto
Calero завели особые сервисы: ресторанное обслуживание на борту,
спортивные и SPA-центры, экскурсионные услуги, современные средства
связи. Аэропорт находится всего в 15 минутах езды отсюда и связан
прямыми рейсами с большинством европейских стран. В Пуэрто-Калеро есть
две вертолетные площадки, множество ресторанов, кафе, бутиков, есть
даже картинная галерея и музей китов. Разумеется, можно взять в аренду
машину, включая автомобили класса люкс с шофером. Для тех, кто хочет
временно переместиться с яхты на берег, есть два отеля (4 и 5 звезд) и
виллы в аренду. Многие, приехав сюда единожды, поселяются здесь
навсегда или выбирают это место в качестве «южной дачи». «У нас можно
подобрать себе любой объект — от небольших апартаментов до виллы, —
говорит real estate-директор Puerto Calero Хоакин Серра. — Все наши
объекты выполнены в традиционном для острова стиле, с особым
архитектурным шиком и гармонично вписаны в ландшафт острова. Такого
удовольствия от жизни, как здесь, на Лансероте, вы не получите нигде».
Условия для яхтинга здесь, понятно, просто идеальные.Именно это место
было избрано командой Ericsson в качестве тренировочной базы перед
мировой кругосветкой Volvo Ocean Race 2008 —2009. В списке мероприятий
этого яхтенного порта немало известных регат. На этот раз Пуэрто-Калеро
принимал мировой кубок в классе GP42. Это молодой, но быстро
развивающийся гоночный класс. После того, как в 2009 году он вошел в
серию регат Audi MedCup, которая раньше проводилась лишь для лодок
класса Transpac 52, GP42 так и хочется назвать младшим братом
«транспака». Они действительно очень похожи: быстрые и легкие лодки для
прибрежных гонок. На попутных курсах GP42 легко может разгоняться до
18—20 узлов. В гонках принимало участие восемь команд: три испанские —
Caser Endesa, Turismo Madrid и Islas Canarias Puerto Calero; шведская
Nordic Team под руководством Магнуса Олссона; две команды из Италии —
Roma и Airis; португальскя Quebramar и Peninsula Petroleum из Британии.
Каждый день проводилось по три гонки. На регату съехалось множество
гостей, среди них было немало местных знаменитостей и даже члены
королевской семьи. Гости выходили наблюдать за гонками на большой яхте.
А во время тренировочных заездов, все, кто хотел, мог пройтись по
дистанции на одной из яхт-участниц. Кубок выиграли итальянцы из Roma,
второй стала местная команда Islas Canarias Puerto Calero, а третий
приз достался Caser Endesa. После официальной церемонии награждения
Пуэрто-Калеро гремел до утра — здесь умеют праздновать с размахом.
Уезжать не хотелось. Лансерот — место притягательное и для тела, и для
души, а Пуэрто-Калеро — отличная база для исследования острова.
Впрочем, я точно знаю, что еще не раз вернусь сюда. На яхте и без.