В результате творческих мук и упорного труда Джерри Хастеда и его
друга, конструктора Линна Сенау, родилось небольшое судно длиной 26
футов в стиле буксиров 30-х годов. Уверенный в успехе предприятия
Хастед, его брат Джим, и страстный любитель лодок, предприниматель Гейл
Дэвис в 1979 году учредили Nordic Tugs Inc. С названием долго не
мудрили. Здесь сказалась приверженность Хастеда к северным, норвежским
традициям судостроения, олицетворяющим мореходность и надежность, ну а
Tugs – буксиры – появилось само собой, поскольку облик лодки уже
сформировался. Лодку под номером 1 нарекли несерьезным именем BeeBee,
но если вспомнить образ Little Toot, то все становится понятно. На
Международном Бот-шоу Сиэтла 1980 года Nordic Tug 26 произвел настоящий
фурор. За неделю было принято 54 заказа! Серийный выпуск буксирчиков с
традиционным для Америки стеклопластиковым корпусом наладили на
площадях Blue Water Boats, ради чего пришлось свернуть производство
парусных яхт. Nordic Tug 26 делали и в рыболовном варианте без задней
каюты, и с одной лишь правой дверью в рулевой рубке, и с различной
внутренней планировкой кают.
Конструкторы верфи тем временем занимались новыми разработками. В 1985
со стапелей сошел первый Nordic Tug 32, увеличенная копия первенца
компании и на сегодняшний день их построено чуть больше 300 штук. С
1997 года построено 110 кораблей, а иначе это судно уже не назовешь,
Nordic Tug 42. В 1998 году нишу между NT-32 и NT-42 занял Nordic Tug 37
(построено более 200 лодок). Потребитель хотел больше размера, больше
комфорта, и бедняга Little Toot оказался чужим на этом празднике жизни.
Вместе с началом выпуска 42-го, последний Nordic Tug 26 с порядковым
номером 172 покинул ворота компании, которая слишком буквально
следовала поговорке «Дальше – больше». В 2003 году свет увидел Nordic
Tug 52 (сегодня он уже называется Nordic Tug 54), а в прошлом году
представили Nordic Tug 49. Причем, все «буксиры» от Nordic имеют почти
идентичную внешнюю архитектуру, так, что неискушенный зритель издали и
не поймет, какая модель проплывает. Все дело лишь в размерах. Не
слишком напряжённая работа у дизайнеров Nordic!
С начала своей деятельности верфь Nordic Tugs построила более 800
судов, которые приобрели у американцев некий ореол культовости.
Издаются журналы, ежегодно на обоих побережьях и на Великих озерах
проводятся фестивали «буксиров». Вроде все хорошо, но почивать на
лаврах компания не собиралась. Здесь надо отдать должное прозорливости
руководства Nordic Tugs в лице президента Джима Кресса, к несчастью,
осенью погибшего на собственном мотоцикле. Еще до кризиса он принял
решение возродить производство Nordic Tug 26, не в последнюю очередь,
ориентируясь на европейский рынок, где большие «буксиры» компании
никогда не будут пользоваться устойчивым спросом.
В компании споро взялись за работу, благо матрицы пылились на
складах, и вот чуть помолодевший старина Nordic Tug 26 под №173 в конце
октября прошлого года был спущен на воду. Ни обводы, ни размеры не
претерпели никаких изменений. Лодка вместе с якорным роульсом имеет
длину 8 метров и ширину 2,9 метра. Сухой вес буксирчика 3084
килограмма, а осадка составляет 0,8 метра. Чуть подретуширована
внешность. Вместо деревянных дверей появились пластиковые, а резиновые
уплотнители окон больше не бросаются в глаза, поскольку закрыты
отбортовками обшивки. Немного изменились абрис боковых окон. В
автостроении все это называется фейслифтингом.
Палубу Nordic Tug 26, покрытую нескользящим покрытием, опоясывает
комингс шириной сантиметров семь. На нем крепятся шесть
20-сантиметровых швартовных уток и релинги из дюймовой полированной
«нержавейки». При желании всю надстройку можно обойти по палубе, но в
районе заднего салона ширина потопчины значительно уменьшается, поэтому
пробираться там не очень удобно. Хотя держаться есть за что: по крыше и
салона и рулевой рубки проложены мощные релинги. Посему в кокпит лучше
попасть через внутренние помещения.
Вход с палубы внутрь Nordic Tug 26 осуществляется через сдвигающиеся
вперед двери с удобными трубчатыми ручками-скобами. Поскольку высота
дверей меньше высоты рубки под ними расположены откидные подножки.
Обзор из рулевой рубки (или капитанского мостика, как будет угодно)
просто великолепный. Три передних окна с регулируемыми
стеклоочистителями и два боковых, щедро остекленные двери и два задних
окошка со опускными секциями для вентиляции позволяют надежно
контролировать обстановку вокруг судна. Так что боковые иллюминаторы
выполняют скорее декоративную функцию. Высота в рубке - 1,88 метра.
Здесь находятся два высоких рундука-сиденья для капитана и пассажира
и пост управления. На нем кроме штурвала и привода ДУ сосредоточен
длинный ряд включателей, две панели электрических переключателей с
предохранителями, и многофункциональный информационный дисплей
SmartCraft VesselView отображающий все функции, как двигателя, так и
других судовых систем вплоть до скорости. Но управлять из рубки носовым
подруливающим устройством Lewmar и электрической якорной лебедкой той
же фирмы можно будет, лишь заказав их в виде опции. В стандартное
оснащение входит зарядное устройство для аккумуляторов, инвертор и
компас Ritchie. Остальной «навигацией» владелец может укомплектовать
судно самостоятельно в соответствие с запросами и кошельком благо места
для установки приборов предостаточно, включая традиционный для Nordic
короб над лобовым стеклом. Интересно, что большая часть Nordic Tug 26,
эксплуатирующихся в Америке, снабжена радарами, но это скорее для
создания пущего имиджа буксирчика.
Из рулевой рубки две подсвечиваемые ступени вниз ведут в носовую
каюту с оборудованной рундуками V-образной койкой и двумя бра для
чтения. Освещение и вентиляция каюты осуществляются через 20-дюймовый
потолочный люк и иллюминатор по левому борту. А вот дверь в кубрик не
предусмотрена. Видимо при столь миниатюрных габаритах помещений это
невозможно, хотя некая приватность в спальной каюте не помешала бы.
Слева от трапа два довольно глубоких запирающихся шкафчика, а справа
дверь в гальюн. Он в плане расширяется к борту и за счет этого
остроумного решения внутри оказывается больше, чем кажется снаружи.
Зрительному расширению пространства способствует и внутреннее зеркало
почти во всю площадь двери. Естественное освещение и вентиляция гальюна
через тонированный иллюминатор.
В кормовую каюту из рубки спускаешься тоже по трапу с двумя
ступенями, оснащенными ночной подсветкой. Высота в кормовом салоне как
на «взрослых» яхтах – 1,93 метра, а по подволку проходят два тиковых
релинга дабы было за что ухватиться во время качки. По правому борту
расположено «купе» с объемистыми рундуками, которое раскладывается в
двуспальную кровать. Напротив него высокий шкаф и камбуз. В стандартное
оснащение камбуза входят мойка из «нержавейки», холодильник Nova Kool
объемом 68 литров и спиртовая плита Kenyon с двумя конфорками.
Установка газовой плиты с инсталляцией всего необходимого оборудования
включена в список опций. Столешница покрыта искусственным камнем
Wilsonart (цвет выбирает заказчик), дверцы открывающихся и выдвижных
шкафчиков выполнены из ламинированных шпоном панелей. Чистая вода на
камбуз подается из двух баков общим объемом 150 литров, а горячая, так
же как и в гальюн, из 22-литрового бойлера, входящего в стандартное
оснащение.
Рулевая рубка и кормовой салон объединены в общее пространство, а
визуально их делят лишь разноуровневость, да узкие спинки передних
диванчиков. Это позволяет создать иллюзию простора при весьма скромном
объеме помещений. Легкости и воздушности кормового салона способствуют
также большие окна (передние – со сдвижными секциями), через которые
открывается захватывающий вид на проплывающие мимо красоты как для
сидящих за столом, так и для стоящего у плиты кока. Кстати, все окна на
судне слегка тонированные. В кокпит ведет распашная дверь на трех
петлях с огромным стеклом и откидывающийся стеклянный люк. В небольшом,
примерно 1,2 х 2,3 метра, но уютном кокпите к стенке салона приформован
запирающийся рундук, где очень удобно сидеть, любуясь бурлящей за
кормой водой и убегающей волной.
Но что бы вода забурлила надо отдать швартовы, вернуться в рулевую
рубку и кнопкой завести двигатель установленный в машинном отделении
под пайолом. Типично по-американски Nordic Tug 26 обладает хорошей
энерговооруженностью. В стандарте он оборудован 110-сильным
пятицилиндровым дизелем Volvo Penta D3 с реверс-редуктором Hurth.
Интересно, что для «Нордиков» Volvo Penta поставляет двигатели не
традиционного зеленого цвета, а окрашенные белой эмалью в цвет палубы
«буксиров». Для особо патриотичных американцев в качестве опции
возможна установка двухлитрового дизеля Cummins той же мощности, но уже
с трансмиссией ZF25А. Оба редуктора абсолютно идентичны, лишь продаются
под разными названиями, и почему так развели эти бренды по двигателям
непонятно.
Такие силовые установки позволяют Nordic Tug 26 развивать
максимальную скорость 13,5 узлов, чего достаточно для быстрого укрытия
в бухте при ухудшении погоды, а кормовой дифферент примерно в 10
градусов, вполне приемлем. Единственная неприятность – в выхлопной
патрубок за час вылетает около 19 литров солярки. На крейсерской же
скорости в 6,8 узла Nordic Tug 26 идет на ровном киле, расход топлива
при этом составляет 4,2 литра в час. Так что полной заправки бака
объемом 284 литра хватит на 830 километров спокойного плавания. Плавать
же лучше спокойно, поскольку увеличение скорости лишь до 8 узлов, до 8
литров в час увеличивает расход топлива.
Заказы на Nordic Tug 26 уже принимаются по цене около $190.000, что
ввиду новизны лодки представляется несколько завышенным. Поясню. Если
выстроить график модельного ряда Nordic Tug по длинам в футах –
54,49,42,37,32,26, и по стоимости базовой комплектации, получаются
пропорционально снижающиеся почти прямые линии. Лишь для самого
маленького «буксира» линия цены резко поднимается вверх, даже несмотря
на простенькую отделку кают и скромную базовую комплектацию в сравнении
со «старшими братьями»,. Судя по этим графикам, точка цены модели «26»
должна располагаться в районе 130-140 тысяч долларов. Так, что не
спешите: ажиотаж стихнет, цены упадут, а там и кризис пройдет.
Но обладать такой лодкой стоит! 26-й буксирчик находится в
абсолютной гармонией с природой, не возмущает водную гладь, а лишь
украшает ее. Да и положительную энергетику добрых и умиленных взглядов,
обращенных на него с берега или проплывающих мимо судов, передаст всей
своей команде. Не будет ничего удивительного, если капитаны сухогрузов
и теплоходов на встречных курсах будут приветствовать Nordic Tug 26
судовым гудком. А в ответ услышат ваш «Little Toot».