Яхта Endeavour последняя из трех существующих ныне
яхт J-класса, которые были построены в Англии и участвовали в Кубке
Америки. Безусловно, была еще и Endeavour II, но, к несчастью, до наших
дней она не дожила, как, впрочем, и все 6 яхт этого класса, построенных
в Америке
Судьба Endeavour оказалась более удачной. Она
была построена по проекту известного яхтенного архитектора Чарльза
Николсона на верфи Camper & Nicholsons и спущена на воду в 1934
году. Владелец яхты авиационный магнат Том Сопвит построил ее
специально для участия в престижной гонке. Так как основным бизнесом
господина Совпита были самолеты, при строительстве яхты использовали
передовые авиационные технологии. Она получилась очень быстроходной, и
до сих пор считается самой красивой из всех яхт своего класса. Из
использованных на ней новшеств можно отметить стальную мачту,
четырехугольный стаксель с двумя шкотовыми углами (так называемый
quadrilateral), более эффективные сферические спинакеры.
Endeavour была яхтой-претендентом и бросила вызов американской яхте
Rainbow в 1934 году. Успешно выиграв первые две регаты, яхта тем не
менее проиграла со счетом 2:6. Современники указывают на то, что
американцы вели нечестную гонку, нередко жульничали и не обращали
внимания на протесты англичан. Вторая причина неудачи яхты – команда,
состоявшая исключительно из любителей, в то время как экипаж
американской яхты Rainbow, построенной на деньги молодого миллионера
Майка Вандербильта, состоял из профессионалов. При таком счете Сопвит,
как настоящий джентльмен, решил не препираться с противником и в
следующий раз намеревался выиграть чисто.
А спортивная карьера
Endeavour в гонке Кубка Америки закончилась, ведь исключительность
гонки была в том, что для каждой регаты строилась новая яхта. Но яхта
еще много раз участвовала в европейских регатах, вплоть до 1938 года.
Тогда, с началом войны, яхта была законсервирована и провела в таком
"анабиозе" 9 лет. В 1947 году ее чуть было не отправили на слом, но все
обошлось, однако в дальнейшем над яхтой постоянно нависала угроза ухода
в небытие. У нее часто менялись владельцы. В 1970 году она затонула в
реке и была продана в безнадежном состоянии двум плотникам за
смехотворную сумму в 10 фунтов стерлингов. Заделав пробоины
пластиковыми мешками, они ее вытащили и начали ремонт.
В 1980 году Endeavour села на мель и почти была разрушена, и только в
1984 году, практически пройдя точку невозврата, была выкуплена
американскими энтузиастами и отправлена на реконструкцию. За 5 лет яхта
была реконструирована и обрела ряд новшеств – поменяла обшивку,
фальшкиль и руль. Уже в Голландии на верфи Royal Huisman ее
дооборудовали: яхта получила новое парусное вооружение, был смонтирован
дизель и системы, выполнена отделка внутренних помещений. И уже в 1989
году, восстановленная, получившая новую жизнь, знаменитая яхта
Endeavour вновь подняла паруса после 52 лет простоя.
Теперь
каждый может прикоснуться к легенде – за 70 тысяч долларов яхту можно
взять в недельный чартер. На Endeavour четыре каюты для восьми гостей.
Зиму яхта проводит на Карибах, лето – в Новой Англии. Можно ее получить
в чартер и на один день, собрав на борту до 20 гостей. Это обойдется
дешевле – 17,5 тысячи долларов.
Основные
характеристики яхты класса J “Endeavour II”
Длина наибольшая |
41.1 м |
Длина по КВЛ |
26.5 м |
Ширина |
6.8 м |
Осадка |
4.6 м |
Водоизмещение |
164 т |
Площадь парусности |
695 м2 |
Высота мачты |
51 м |
Экипаж в гонке |
около 30 чел. |