В мире профессиональ-ного яхтинга Расселл
Куттс — непререкаемый авторитет и запредельная мечта любой команды.
Один из опытнейших матч-рейсеров мира, трижды победитель Кубка Америки,
олимпийский чемпион в классе Finn, чемпион мира в классах 12 метров,
Farr 40, Transpac 52 — таков неполный список побед Кут-тса. Благодаря
своему опыту и инженерному образованию Куттс создал очень интересный
класс — Russell Coutts 44 (RC44). И если в первом чемпионате RC44
принимали участие 11 команд, то в 2008 году их было уже 15. В следующем
году появится еще четыре команды, так что очевидно, что у детища
Расселла Куттса большое будущее. Но, как говорится, лучше один раз
увидеть. Поэтому я отправляюсь на остров Лансерот, где в конце декабря
проходит заключительный этап чемпионата RC44 — Puerto Calero Gold Cup. Гонки на монотипах всегда более зрелищны
и привлекательны, чем «гандикапные» регаты: победил тот, кто пришел
первым, и никаких пересчетов. Стандартизация лодки, естественно,
ограничивает владельца в конструкционном творчестве, но у каждого
класса свои цели и задачи. «Соревнования на монотипах становятся
приметой времени. У людей нет времени на „доводку“ лодок, как это было
20, 30, 40 лет назад. Люди работают, и все, что они хотят, — идти в
море и получать удовольствие от гонок», — считает Куттс.
Новый класс — плод совместной работы
Расселла Куттса и словенского архитектора Андрея Джастина. По замыслу
создателей лодка предназначена для международных регат самого высокого
уровня. Здесь нет круизного комфорта: узкий корпус, большой открытый
кокпит, мощное парусное вооружение. Практически все: корпус, мачта,
палубное оборудование, паруса — из углепластика. Фальш-киль карбоновый,
бульб свинцовый. Команда — восемь человек; в профессиональных
матч-рейсах экипаж может быть меньше. Строительство лодок ведется на
верфи Pauger Carbon под Будапештом и строго контролируется правилами
класса.
«Когда мы думали над концепцией класса, мы
хотели сделать быструю и легкую лодку, настоящий гоночный снаряд, но
при этом сравнительно легкую в управлении. Мы хотели сделать лодку,
которая будет показывать очень высокие скорости на попутных ветрах и
обладать достаточной силой для встречных курсов, — говорит Куттс. —
Кроме того, мы хотели сделать так, чтобы лодкой было удобно владеть:
она должна быть практичной в хранении и транспортировке». Еще на стадии разработки RC44 авторы проекта
задумались о способах транспортировки, в результате получилась
уникальная в своем роде «лодка в коробке». Она легко разбирается на
составные части. Бушприт, кокпитный свес, киль, мачта, состоящая из
двух частей, отсоединяются от корпуса лодки, и в таком виде она без
проблем помещается в стандартный 40-футовый контейнер. А далее все
просто — контейнер можно перевозить на трейлере, самолетом или морем.
Контейнер был подвергнут модернизации, при этом сохранил свои внешние
размерения. К его основанию крепятся специальные опоры, на которых при
помощи ленточного подвеса лодку можно поднять настолько высоко, чтобы
смонтировать киль и руль. Далее на короткое время понадобится кран для
монтажа мачты. И все — лодка готова. Таким образом, сборка лодки
занимает не более одного дня. Партнерство с компанией
DHL еще более упростило процесс: компания взяла на себя не только
перевозку лодок, но и все таможенные процедуры.
При всей инновационности новый класс
считается вполне экономичным: собственно лодка (без парусов и без VAT)
стоит 395 тыс. евро. (Для сравнения отмечу, что, например, бюджет
Transpac 52 в разы больше: одна только лодка обойдется миллиона в два.
А по ходовым характеристикам RC44 близка к транспакам. Да и по условиям
эксплуатации тоже — гонки проводятся при ветрах до 25 узлов.)
Примерно столько же, сколько стоит лодка, составляет и средний годовой
бюджет команды. Если только в ней нет звезд первой величины. Тут о
затратах можно только догадываться. Впрочем, для многих владельцев
лодок RC44 наличие мировых звезд в командах практически обязательно,
ведь некоторые владельцы и сами звезды, только в бизнесе. Так,
например, в классе RC44 гоняются глава Oracle Ларри Элиссон, владелец
португальской финансовой группы Espírito Santo Патрик Де-Баррос, а
также живые легенды профессионального яхтинга: Дин Баркер, Джеймс
Спитил, Себастиен Коль, Винченцо Онорато, да и сам Рассел Куттс.
Сделать лодку — половина дела. Поэтому
вместе с новым классом появился одноименный чемпионат, состоящий из
шести регат, которые проводятся в различных акваториях, в том числе на
Канарских островах, в Средиземноморье, в Персидском заливе и на озерах
Гарда и Траунзее. Все административные вопросы организаторы чемпионата
берут на себя, так что участникам регат легче сосредоточиться на
гонках.
Третий сезон стартовал в марте, первый
Кубок RC44 разыгран на острове Лансерот, потом будут
гонки на Сицилии, Сардинии, во Франции и на озерах. А закончится сезон
в Дубаи.