YACHTING: Что сейчас происходит с Team Russia? Команда еще существует?
Все спортсмены — легионеры, которые входят в любой проект на срочной
основе. У них есть контракт, который начинается и заканчивается.
Подавляющее число профессионалов имеют почасовую ставку. Как только они
заканчивают работу в одном проекте, то находят работу в других. Поэтому
смогут, в случае чего, возобновить свое участие в команде.
YACHTING: Двое из Team Russia продолжили гонку в других командах. Это значит, они самые профессиональные?
Гильермо Алтадил — один из самых опытных гонщиков в мире, он семь
раз прошел вокруг света. У него вспыльчивый характер, испанский. Ему
тяжело уживаться в англо-саксонских коллективах. Но он много знает,
понимает и чувствует, чего не хватало многим нашим спортсменам. Воутер
Вербрак и его опыт, безусловно, востребованы, но он при этом еще не
нажил… матерости, что ли. На любой лодке требуются очень узкие
специальности, поэтому те, кто был нужен в данный момент, смогли
продолжить гонку в других командах.
YACHTING: Как вы оцениваете лодку?
Лодка показала себя очень хорошо. Volvo Ocean Race объявила после
трех этапов, что в открытом океане «Косатка» имела вторую среднюю
скорость. Другое дело, что не были правильно учтены веса, и лодка
оказалась на 850 кг тяжелее, чем должна быть. 50% лишнего веса стали
следствием неоптимального проектирования, остальные добавила верфь в
виде смолы и карбона. Понадеялись на радикальность проекта, думали,
излишний вес компенсируется скоростью. Кроме того, на маневры и замену
парусов у нас уходило много времени.
YACHTING: А где сейчас «Косатка»?
Лодка находится на пути с острова Лансерот в Англию.
YACHTING: Она придет на финиш Volvo Ocean Race?
Надеюсь, да, но на 100% говорить бы не стал.
YACHTING: Вы сами будете принимать участие в петербургских мероприятиях?
У меня есть право присутствовать там как у участника гонки. В конце
концов, я убедил руководство города позволить гонке финишировать в
Петербурге.
YACHTING: Все надеялись, что вы пройдете хотя бы последние один-два этапа с флотом гонки...
Только в качестве шутки. Но я не уверен, что мы это сделаем.
YACHTING: Хотели бы вы повторить гонку Volvo?
Трудно сказать. Нужно собраться после всех этих событий. Если бы я
вернулся к этому, то занялся бы оффшорными гонками, такими, как
Сидней — Хобарт или Фастнет. Понятно, что Volvo Ocean Race завязывает
вас на два года. Это были лучшие каникулы в жизни, и я бы их с
удовольствием повторил.
YACHTING: Думаете о каком-либо яхтенном проекте в будущем?
У меня было две идеи. Одну из них я намерен претворить в жизнь
довольно быстро. Это строительство детской парусной школы в
Санкт-Петербурге. Я думаю, что сделаю это через полгода-год, когда
экономическая ситуация немного успокоится. Второй проект —
строительство яхт-клуба в Петербурге, наверное, придется отложить на
несколько лет.
YACHTING: Что будете делать с «Косаткой»?
В ближайшие годы лодка способна участвовать в соревнованиях уровня
Fastnet Race, Middle Sea Race, Maxi Cup, Сидней — Хобарт. Надеюсь найти
единомышленников и развить идею участия в оффшорных гонках. Я открыт к
любым предложениям. Управлять этой лодкой непросто, поэтому вопрос
о команде остается. Меня все время спрашивают, почему так мало русских
было в команде. Опыт остается главным критерием отбора. Часто возникают
случаи, когда любой из экипажа должен броситься и сделать какой-то
маневр без команды со стороны. Есть огромное количество моментов в
гонке, которые не «пропишешь» заранее. Иногда от члена экипажа
требуется простое понимание момента и готовность действовать самому.
Поэтому нельзя набирать команду по принципу, что это должны быть только
русские или только англичане.
YACHTING: Что было самым сложным — техническая сторона, административная или человеческий фактор?
Если бы я смог вернуть все назад... Наверное, моя первая ошибка
состояла в выборе шкипера. Он должен быть из 10—15 лучших в мире.
Андреасу (Ханакампу. — Yachting) не хватало лидерства. Он мог уйти на
четыре часа, писать что-то. Команде не хватало лидера каждую секунду.
Много внимания мы уделяли второстепенным вещам. Мы лазили в горы в
Австрии, тренировали большое число людей, которые в итоге в команду не
попали. Было распыление сил и ресурсов. Green Dragon, например, имеет
бюджет в 2 раза меньше, чем у нас.
YACHTING: Испытываете особое расположение к кому-нибудь из шкиперов?
Когда мы финишировали в Кочине, было темно, 30 градусов жары, я
стоял за штурвалом, мы шли к порту. Вокруг полно катеров: кто-то снимал
репортажи, кто-то тянулся с микрофоном — финишная суета. И тут вижу —
подходит катер, а оттуда кто-то кричит: «Олег, Олег!» Я приглядываюсь и
вижу Йена Уолкера — шкипера Green Dragon, который кидает нам ледяную
бутылку водки. Я не пью уже года два, но было очень приятно. Уолкер
прошел три или четыре мили на катере ночью специально, чтобы встретить
нас. Это стоит многого.
YACHTING: За какую команду вы сейчас болеете?
Я не смотрю гонку. Это все очень эмоционально для меня.
YACHTING: Каков ваш прогноз на исход гонки?
Думаю, Ericsson 4 выиграет. С их бюджетом в 80 млн евро… Такое
количество вложенных средств, новаций, хай-тека должно дать результат.
Их победа запрограммирована, я бы так сказал. Когда вы видите в порту,
что каждая вторая майка — с логотипом Ericsson, вы сразу понимаете, с
кем вы бьетесь. Что больше всего вспоминается после гонки? Это были 18
незабываемых месяцев. Я многому научился и познакомился с десятками
увлеченных людей. Любая гонка — это очень сильные эмоции. После долгого
пребывания в море приходишь в порт и радуешься простым вещам. Вода,
джем, кофе, кока-кола, девушки — все является произведением искусства,
чудом. Вокруг толпы туристов. В Индии нас встречало 50 тыс. человек.
Сотни журналистов, камер, вертолеты, ведущие телеканалы мира
транслируют новости о гонке. Это соревнование охватывает весь
цивилизованный мир...
YACHTING: В России по-прежнему мало кто знает, что такое Volvo Ocean Race…
В России к гонке Volvo относятся как к некому элитарному событию.
Яхта для большинства людей — это блондинки, пьющие шампанское на борту.
А яхта в гонке Volvo — это спортивный снаряд, где команда живет на
грани человеческих возможностей, где нет бытовых условий, душа, туалета
в привычном понимании, где люди по три недели едят сублимированную еду
и пьют опресненную воду, а риск получить серьезную травму очень велик.
Это вода, которая всегда и везде, — при каждом «нырке» по лодке
прокатывается две-три тонны воды. Это сон три-четыре часа в сутки, при
постоянном грохоте. Это не морской круиз, а жесткое испытание. Разве
это яхта в обычном понимании? Парусный спорт сложно понять. Это один из
технически интеллектуальных видов спорта. Уровень развития парусного
спорта показывает уровень развития страны. Для многих стран вступление
в элиту парусного спорта означает престиж нации. К сожалению, в нашей
стране все иначе.
YACHTING: И что делать дальше?
Строить школы и учить детей. Я был бы очень рад, если бы в стране
нашлись люди, готовые выступить в следующей гонке Volvo. Я бы поделился
с ними всем, что у меня есть, моим опытом, контактами и знаниями,
почерпнутыми во время подготовки проекта Team Russia. Я был бы счастлив
помочь тому, кто за это возьмется. Но чтобы участвовать в следующей
гонке, работу нужно начинать уже сейчас. За 10 млн евро это будет
сделать сложно, но возможно. Важнейший момент — должен найтись кто-то,
кто будет заниматься этим проектом фанатично. Как это делал я. Мне
чуть-чуть не хватило...
Евгения Букунина http://www.yachting.su/article/