Австралийская компания Solar Sailor подтвердила заключение двух важных контрактов, призванных открыть новую главу в истории водного транспорта. Solar Sailor — специалист по проектированию судов,
работающих на солнечной энергии. Она владеет патентами на две ключевые
технологии для таких аппаратов. Первая называется Solar Wing, а
заключается в том, что крупные солнечные батареи оборудуются шарнирным
приводом, позволяющим им подниматься, разворачиваться и наклоняться под
самыми разными углами, работая как паруса. Вторая — Hybrid Marine Power. Это параллельное или
последовательное использование на гибридных судах солнечной энергии,
электричества от тяговых аккумуляторов и энергии ископаемого топлива
(компания называет свои творения морским эквивалентом знаменитого авто
Prius).
Первенец солнечных
гибридных судов от Solar Sailor уже не первый год работает в гавани
Сиднея, а сама компания разработала немало аппаратов самого различного
класса (от небольших туристических лодок до крупных и роскошных
солнечных яхт). Но, похоже, настоящий восход смешанных
"солнечно-ископаемых" судов начнётся после реализации двух новейших
проектов.
Только сегодня Solar Sailor подтвердила, что её
новое туристическое судно (ещё не построенное) дебютирует в Шанхае, где
будет работать на всемирной выставке World Expo 2010 (она откроется 1 мая).
Аппарат
называется Suntech VIP, и он окажется самым крупным судном в своём
роде. При длине 31,5 метра и ширине в 9,2 м Suntech VIP вместит 186
пассажиров (включая VIP-салон на 30 человек).
Его
морские винты будут приводить два электромотора по 135 киловатт,
которые будут получать энергию от крупного блока аккумуляторов,
солнечного паруса и дизель-генераторов (два по 150 киловатт).
Максимальная скорость судна составит 10 узлов (18,5 км/ч). Кстати,
солнечный парус тут будет один (у других моделей компании их по
нескольку штук), зато — самый крупный из когда-либо построенных.
Заказчик и будущий владелец этого парома — транснациональная компания Suntech —
один из крупнейших производителей солнечных батарей в мире. Она же
поставит для судна фотоэлектрические ячейки, которыми специалисты Solar
Sailor покроют парус-крыло.
Несколько же дней назад стало известно о другом большом начинании Solar Sailor. Сразу четыре солнечных парома заказал Hong Kong Jockey Club.
Эти аппараты, создаваемые по оригинальному проекту, должны вступить в
строй в ноябре нынешнего года. Они будут курсировать между полем для
гольфа Kau Sai Chau и пристанью Sai Kung. Можно сказать, что это будет
первый флот солнечных паромов.
При длине в 24 метра и ширине в 6 м каждый
гонконгский паром может перевезти до 100 пассажиров. В отличие от
Suntech VIP у судов для клуба Hong Kong Jockey — параллельная схема
гибридного привода. На винты работают напрямую два дизеля по 250
лошадиных сил и два электромотора по 25 киловатт. Также есть
дополнительный ДВС-генератор мощностью 22,5 киловатта.
Круизная
скорость с использованием дизелей составит 16 узлов (29,6 км/ч), а если
идти только на энергии солнечного света и аккумуляторах, то можно
развивать 6 узлов.
Интересно, что
ДВС-генераторы этих паромов будут работать на сжиженном нефтяном газе
(что сделано для ещё большего снижения эмиссии вредных газов). Но
главное, что в солнечный день 3/4 потребности данного судна в энергии
будут покрывать солнечные панели и только четверть придётся на
ископаемое топливо. Сравните это с первым солнечным сухогрузом,
у которого фотоэлектрические батареи поставляют лишь доли процента от
общего расхода энергии судном (считая затраты на движение).
Правда, мы знаем и другой пример — первое судно, которое пересекло Атлантику исключительно за счёт энергии от солнечных батарей. Но оно способно вместить лишь шестерых.
100-местные
же солнечные паромы должны продемонстрировать возможности гибридной
технологии, позволяющей радикально сократить выхлоп парниковых газов
такого рода транспортом, а также – затраты судовладельцев на топливо.