Панораму бухты Hercules украсил лес деревянных мачт. На регату прибыло
более полусотни винтажных и классических парусников, среди которых были
и ровесницы «Туиги» (яхты Cintra, Varuna, Owl и Lady Trix тоже
отпраздновали в этом году столетие), и даже 15 гораздо более старых
яхт. Среди них мы, в частности, заметили Partridge (1885), Marigold
(1892), Avel (1896), Javelin (1897), знаменитый Pen Duick (1898),
Tigris (1899), Bona Fide (1899), Ilex (1905). Были и дебютанты — к
примеру, спущенная на воду в 2009 году Elena, реплика знаменитой
Westward.
В качестве особых гостей присутствовали также три больших парусника:
наш «Седов» (1921, 117,5 м), учебное судно итальянских ВМС Palinuro
(1934, 69 м) и итальянская Signora del Vento (1962, 85 м). По ним в
режиме нон-стоп водили экскурсии. «Седов» как самый крупный корабль и
как судно «с самым голубоглазым экипажем» (цитируем местную
радиостанцию) пользовался у публики наибольшей популярностью.
Моторная часть флота была представлена дюжиной крупномерных олдтаймеров
от 20 до 80 м длиной, тремя десятками катеров Riva и несколькими
лодками вроде той, на которой Шерлок Холмс преследовал по Темзе
похитителей сокровищ Агры — с угольной печкой и трубой, причем эти
музейные агрегаты оказались действующими, то есть действительно
двигались на угольной тяге, из труб валил черный дым.
Monaco Classic Week — единственная в мире регата, где можно
полюбоваться не только морской, но и наземной классикой: приглашения на
нее всегда получают как владельцы парусных и моторных ретро-яхт, так и
обладатели коллекционных авто. А в этом году выставка старинной
техники, развернутая прямо на набережной Антуана Первого, была как
никогда богата экспонатами. Здесь было все, от антикварных велосипедов
до аэропланов, склеенных из деревянных реек и пергамента. Причем все
машины тоже оказались на ходу — в рамках праздничных мероприятий на
радость публике был устроен автопробег до Казино и обратно.
Странное ощущение, что все мы оказались в историческом фильме, достигло
апогея 19 сентября. В тот день гостям Monaco Classic Week предложено
было нарядиться по моде начала ХХ века. И ведь никто не проигнорировал
эту просьбу! Мало того, костюмы при ближайшем рассмотрении оказались
совсем не бутафорскими: тонкой работы кружевные платья, невообразимые
шляпы, веера и зонтики у дам, добротные фраки, настоящие атласные
цилиндры и трости у джентльменов (и где только монегаски берут такую
одежду?) — вот в таком виде по набережным Монте-Карло прогуливались
добрых полтысячи человек.Странное ощущение, что все мы оказались в историческом фильме, достигло
апогея 19 сентября. В тот день гостям Monaco Classic Week предложено
было нарядиться по моде начала ХХ века. И ведь никто не проигнорировал
эту просьбу! Мало того, костюмы при ближайшем рассмотрении оказались
совсем не бутафорскими: тонкой работы кружевные платья, невообразимые
шляпы, веера и зонтики у дам, добротные фраки, настоящие атласные
цилиндры и трости у джентльменов (и где только монегаски берут такую
одежду?) — вот в таком виде по набережным Монте-Карло прогуливались
добрых полтысячи человек.
Наконец на середину акватории вышла виновница торжества — яхта Tuiga.
Этот гафельное судно было построено легендарным Вильямом Файфом III для
герцога Мединаселли, который слыл близким приятелем короля Испании
Альфонсо XIII и заказал точно такую же, как у короля, яхту, чтобы
устраивать дружеские матч-рейсы. Дизайн и размерения у Tuiga и Hispania
были идентичны — общая длина 27,36 м, длина корпуса 23,18 м, длина
ватерлинии 15,68 м. Правда, в исторических источниках нельзя найти ни
одного упоминания о том, чтобы Tuiga хоть раз обошла королевскую яхту.
Впрочем, оставим этот факт на совести благородных донов. Принц Монако
Альберт II приобрел «Туигу» в 1995 году, отреставрировал на английской
верфи Fairlie Restorations и, будучи заядлым яхтсменом, с удовольствием
теперь гоняется на ней в классических гонках. Иногда проигрывает, все
честно.
Парадный выход этой прекрасной яхты сопровождался салютом. На борту
играл волынщик в шотландском килте, команда отплясывала нечто
залихватское. К сожалению, ветер к этому времени скис, и
запланированная гонка не состоялась, но это никому не испортило
настроения, ведь более успешные гонки уже состоялись17 и 18 сентября.
Принц появился на «Туиге» вечером, когда началась протокольная часть. В
честь именинницы в новом здании яхт-клуба (дизайна Норманна Фостера)
был дан торжественный ужин на 1000 персон и устроена раздача наград.
«Россиян в наших рядах пока нет, — сказал нам по окончании вечера
президент яхт-клуба Бернар д’Алессандри. — Но к искусству жить, а тем
паче к аrt de vivre la mer они уже начинают испытывать вкус». Что ж,
надеемся, что когда-нибудь на таких замечательных мероприятиях можно
будет увидеть классические яхты и под российским триколором.