Участникам кругосветной регаты Volvo Ocean Race 2011/12 предстоит
посетить следующие города: Аликанте (Испания), Кейптаун (Южная Африка),
Абу-Даби (ОАЭ), Санья (Китай), Окленд (Новая Зеландия), Итажай
(Бразилия), Майями (США), Лисабон (Португалия), Лориан (Франция) и финиш
в Галуэе (Ирландия).
Старту кругосветки предшествовала гонка легенд - Legend Reunion в
которой приняли участие легендарные яхты, участвовавшие в разные времена
в регате, начиная с 1973-74: "Tauranga", "Great Britain II", L'Esprit
d'Equipe, макси-яхты "Rothmans", "Charles Jourdan", "Steinlager 2",
"Fisher & Paykel", яхты класса Whitbread 60 "Heineken", " Assa
Abloy". В прибрежной гонке приняли участие 16 яхт, представляющие 10
кругосветок The Whitbread/VOR. Эту гонку выиграла яхта L'Esprit
d'Equipe, шкипер Lionel Peán. Однако, основное внимание было приковано к
современным гоночным машинам, которые через несколько суток отправятся в
самое сложное для парусной яхты испытание - кругосветную гонку.
Подробно о командах участниках регаты:"Groupama Team" (Франция). Шкипер Franck Cammas (Франция). Человек,
которому в 2009 году удалось обойти вокруг света за 48 суток на 105
футовом тримаране "Groupama 3". 17 лет французы не участвовали (в
качестве национального синдиката) в кругосветной гонке VOR (The
Whitbread). С приходом Франка Камма кругосветке гарантировано хорошее
освещение в СМИ Франции. Проект яхты: Хуан Коюумджан. Верфь: Multiplast
(Франция). Команда приобрела в качестве тренировочной яхты Ericsson 4 -
победитель прошлой кругосветной гонки.
"PUMA Ocean Racing" (США).
Шкипер Ken Read (США). 2-е место в гонке VOR 2008-09. Навигатор Tom
Addis (Австралия), предыдущий опыт - навигатор на Telefonica Blue VOR
2008-09, навигатор на Alfa Romeo и Rosebud. Экипаж PUMA на 50% состоит
из команды Ericsson 4 (VOR 2008). Один из рулевых Brad Jackson имеет в
своем активе 5 кругосветных гонок VOR, включая 3 победы: New Zealand
Endeavor, ABN AMRO ONE, Ericsson4. Проект яхты Хуан Коюумджан. Верфь:
New England Boatworks, Портсмут, штат Род Айланд (США).
"Abu Dhabi
Ocean Racing" (ОАЭ). Шкипер - Ian Walker (Англия). Серебряный призер
Олимпийских игр 1996 (Атланта) в классе "470", серебряный призер ОИ 2000
(Сидней) в классе "Звездный", шкипер яхты "Green Dragon" в гонке VOR
2008-09. Навигатор - Julian Salter. Золото на Олимпийских играх 2000
(Сидней), класс 470. Навигатор в гонке VOR 2005-06, яхта "Pirates of the
Caribbean", навигатор в VOR 2008-09 "Ericsson 4" (1 место). Приятно
отметить, что баковый этой команды - Justin Slattery указал в пятерке
своих достижения тот факт, что он финалист Louis Vuitton 2010 в составе
экипажа российской яхты "Синергия".
Проект яхты - Брюс Фарр.
Верфь: Persico S.p.A., Бергамо (Италия). Команда приобрела в качестве
тренировочной яхты - ABM AMRO TWO (проект Хуана Коюумджана).
"CAMPER-
Emirates Team New Zealand". Шкипер - Chris Nicholson (Австралия).
Участник Олимпийских игр 2000 и 2004. Призер Чемпионатов мира в классе
49-er. Имеет в своем активе 3 кругосветки VOR: 2001-02 "Amer Sports 1",
2005-06 "Movistar" и 2008-09 "PUMA". Навигатор - Will Oxley (третья
кругосветка VOR). Отдельно стоит упомянуть вахтенного начальника Стю
Банатайна - единственный человек в мире, который выиграл эту кругосветку
в трех классах: макси-кеч New Zealand Endeavour, Volvo Ocean 60
(illbruck) и VO70 (Ericsson 4). Проект яхты - Marcelino Botín
(специализируется на TP52). Верфь - Cookson Boats (Новая Зеландия).
Менеджер проекта - Grant Dalton.
"Team Telefonica" (Испания).
Шкипер - Iker Martinez. Победитель Олимпийских игр 2004 и серебряный
призер Олимпийских игр 2008 в классе 49-er. Принял участие в
кругосветной гонке нон-стоп "Barcelona World Race 2010-2011" со своим
шкотовым Xabi Fernández и занял 2-е место. Проект яхты - Хуан Коюумджан.
Верфь: King Marine, Валенсия, Испания.
"Team Sanya" (Китай).
Шкипер Mike Sanders (Новая Зеландия). Участник 3 кругосветок: New
Zealand Endeavour 1993/94 (победитель), Merit Cup, 1996/97 (2-е место),
ABN AMRO ONE, 2005/06 - победитель. Навигатор Aksel Magdahl (Швеция,
Ericsson 3). Проект яхты Брюс Фарр. Год постройки - 2004. Яхта принимала
участие в кругосветке VOR 2005-06 и финишировала на 3 месте (Telefonica
Blue). Единственный экипаж, который использует яхту первого поколения.
Также половина команды не имеет опыта участия в VOR. Сандерсу, который
привык побеждать, будет тяжело в таких условиях бороться за призовые
места.
В этом году были изменены правила проведения гонки, так:
Только одна новая лодка на синдикат. Запрещено строительство двух новых лодок с последующим отбором наиболее удачного варианта.
Максимальный вес яхты - 14.500 кг. Количество парусов уменьшено с 24 до
17 на всю кругосветку. В гонку можно взять не более 15 парусов. Передние
паруса на закрутках или карабинах. Убрали обтекатели и сократили
количество баковых матросов. 3 члена команды с датой рождения после 1
сентября 1980 года. Эта гонка и последующие Volvo Ocean Race будут
проходить с интервалом в 3 года.
Несмотря на то, что все эти новшества были поддержаны большинством
потенциальных участников, вместо запланированных 10 яхт, на старт вышло 6
лодок (в гонке VOR 2008-09 выступали 8 яхт). Обращает на себя внимание
отсутствие шведских синдикатов и это при спонсорской поддержке концерна
VOLVO. В прошлом сезоне от Швеции выступали 2 экипажа (Ericsson3 и
Ericsson4). Также прародительница гонки "The Whitbread-VOR" - Англия не
выставила ни одного синдиката. Итальянцы не смогли обеспечить участие
своей страны, хотя была приобретена яхта предыдущего поколения и даже
объявлен шкипер - Джовани Сольдини (победитель кругосветной гонки Around
Alone 1998-99). Еще один французский синдикат под руководством Люика
Пейрона не смог подготовится к старту. Тем не менее, оргкомитет приложил
немало усилий, чтобы привлечь новые имена и страны в проект. Один Франк
Камма чего стоит. Его участие гарантирует регулярное освещение регаты
во Франции, что в перспективе даст новые французские синдикаты. Приход
новозеландцев - безусловно важное событие для гонки. От России не было
ни одного обращения, ни на участие синдиката, ни на прием гонки в одном
из портов нашей страны. Исторически, во все времена именно шкиперы
являются движущей силой проекта в Volvo Ocean Race. В России на сегодняшний день такого человека, видимо, нет.