Sarissa - на сегодня это крупнейший бермудский шлюп, построенный в Нидерландах, и
одна из самых больших яхт в мире с подобным вооружением. Но дело не
только в размере. Эта 140-футовая леди — звезда нового поколения яхт,
черты которого только формируются. Дизайн Sarissa не только отражает все
современные тенденции в строительстве больших лодок, но и предвосхищает
ближайшее будущее этого рынка в целом. Скорость и комфорт в парусном
мире всегда находились на разных чашах весов. Создать высокоскоростную
яхту, которая не уступала бы в комфорте «чистым» круизерам, всегда было
чем-то из области фантастики. Стремление найти решение этой задачи
приводило конструкторов к вечному поиску компромисса, и, значит, чем-то
приходилось жертвовать.
Сегодня ситуация в мире парусных мегаяхт несколько иная. Сочетать
несочетаемое, а именно скорость и комфорт, стало не только возможным, но
и необходимым. Наделенные роскошью (как в самых дорогих отелях)
современные парусные мегаяхты уже только за счет своих размеров получают
чистое преимущество в скорости. Но даже в такой ситуации всегда есть
над чем поработать. Особенно когда речь идет о таких эксклюзивных
проектах, как Sarissa, и таких корифеях яхтостроения, как Vitters
Shipyard и Tripp Design, занимавшихся разработкой проекта.
Архитектурное бюро Билла Триппа не первый год работает с Vitters и
другими известными верфями. Например, с Wally. Да и сам Билл Трипп —
живая легенда в яхтинге, человек из «парусной» династии и с детства
ходивший на лодках, которые разрабатывал еще его отец. Дизайн интерьера
Sarissa выполнен компанией Rhoades Young, композитный углепластиковый
корпус яхты построен на верфи Green Marine. Последняя также в
представлениях не нуждается. Специализирующаяся на строительстве яхт из
карбонового композита Green Marine построила известные всему миру Ran
(это единственная в мире яхта, дважды выигравшая гонку Fastnet), Jethou,
а также российскую яхту «Косатка», принявшую участие в предыдущей Volvo
Ocean Race. Корпус, надстройка и рангоут из углепластикового композита,
подъемный киль, сверхлегкие внутренние конструкции и детали интерьера —
таков теперь классический set up верфи Vitters, на базе которого
проектировалась и Sarissa.
Как и любая другая яхта такого уровня, Sarissa — яхта для удовольствия и
приключений, в том числе самых экстравагантных. Порыбачить в океане,
погоняться, к примеру, из Сиднея в Хобарт или просто отправиться
исследовать затерянные уголки мира — главной задачей при разработке
проекта было обеспечить максимально возможное разнообразие видов
активности на борту. Кроме всего, яхта должна была стать настоящим домом
для семьи с маленькими детьми, а это внесло в проект ряд дополнительных
задач, касающихся, в частности, обеспечения безопасности. Sarissa
создавалась для молодой семейной пары с прицелом на длительные вояжи. Но
будущий владелец сразу оговорился, что намерен участвовать в регатах и
выигрывать их! Такие планы заставили инженеров посмотреть на лодку под
другим углом и продемонстрировать особую креативность. «Уолт Дисней как-то сказал, что делать невозможное — особый вид
развлечений. Эти слова лучше других объяснят процесс создания Sarissa», —
вспоминает управляющий директор Vitters Shipyard Луи Хамминг. — Важно,
что Sarissa спроектирована в двух конфигурациях: круизной и гоночной. В
первом случае яхта несет обычный треугольный грот, в гонках она может
нести грот с квадратным топом. Это позволяет нарастить площадь основного
паруса на 20% и повышает скоростные возможности яхты. Чтобы одинаково
эффективно настраивать грот в обеих конфигурациях, Sarissa
укомплектована специальной двойной системой управления настройками
ахтерштага и бакштагов».
Несмотря на размер, лодка не нуждается в большой команде. Современные
системы управления парусами, закрутка грота внутрь гика, носовая и
кормовая подрульки, подьемный фальшкиль, благодаря которому осадка
уменьшается с 6,2 до 4 м, — все это позволяет без проблем управляться с
лодкой как в море, так и в маринах. Владельцы Sarissa активно
участвовали в разработке дизайна, желая акцентировать чистоту ее линий и
современный облик. Носовая палуба выполнена без перепада уровней,
такелаж убран под палубу. Лодка имеет сравнительно низкий надводный
борт, что придает силуэту особое изящество. Погон гика-шкота вынесен на
арку, установленную над кокпитом, в результате появилось дополнительное
пространство для отдыха: под аркой уместилась пара лежаков. Передняя
часть кокпита может использоваться по-разному. Это и зона отдыха, и
столовая alfresco. И еще одна оригинальная деталь — кормовая часть
кокпита трансформируется в детский бассейн.
Sarissa — во всех смыслах вершина яхтенного дизайна. Лодка строилась с
мыслями о ее будущем гоночном расписании: интерьеры выполнены из самых
легких материалов, но при этом не потеряли в функциональности и уровне
исполнения. Инженерам удалось решить все задачи, в том числе по снижению
шума и вибрации, не выставляя технологии напоказ.
Интерьер яхты авангарден и минималистичен, однако создатели и владельцы
сумели избежать слишком холодных и чрезмерно аскетичных решений, столь
характерных для этого стиля. Интерьеры получились легкие, объемные и
вместе с тем уютные и теплые. Мебель и элементы интерьера выполнены из
дуба, вишни и розового дерева и кое-где дополнены элементами декора из
кожи, нержавеющей стали и карбона. Главный салон остеклен по периметру и
наполнен светом.
Слева от входа расположен штурманский стол, а чуть впереди — бар.
Собравшись за барной стойкой, стеклянная поверхность которой скрывает в
себе монитор, гости могут рассматривать электронные карты или просто
просматривать сделанные за день фотографии.
Правая половина салона
отдана под лаундж с диванами и кофейным столиком. Чуть впереди лестница в
носовую часть жилой палубы. Обычно на яхтах такого размера камбуз
размещается в зоне экипажа. На Sarissa камбуз и столовая разделены
скользящей перегородкой. Как считают на верфи, такая концепция особенно
хороша во время круизов с семьей или в небольшой компании: днем
перегородка открыта и любой из гостей может воспользоваться кухней, для
того чтобы приготовить завтрак или сварить кофе.
Спальная зона имеет отдельный вход из главного салона и расположена в
кормовой части корпуса — там качка ощущается в наименьшей степени. Кроме
мастер-суита здесь еще три каюты, включая детскую, соединенную с каютой
няни. Что касается мастер-суита, то дизайнеры сделали его более
открытым. Так, раковина «переехала» из ванной комнаты в каюту.
Помимо бортовых иллюминаторов в апартаментах владельца имеются
потолочные окна и окна с видом в кокпит. Выйти из мастер-каюты на палубу
можно минуя главный салон — люк ведет прямо в кокпит. Под кокпитом
находится гараж для тендеров и других водных «игрушек». Яхта получилась красивой и гармоничной во всех отношениях. Свой гоночный нрав Sarissa покажет в ближайшие месяцы.