Роскошные яхты, спортивные боты, первые лица компаний и много представителей СМИ.
WindMaster Regatta — одна из немногих спортивных регат, в рамках которой проходят гонки
спортивных ботов. Кроме того, здесь можно увидеть ярких представителей бизнеса, к примеру
Игоря Юшко (Сбербанк России), Бориса Тимонькина (Укрсоцбанк), Игоря Гордиенко (Группа
«ИНГО Украина»), Грега Краснова (Platinum Bank) и многих других. В этом году мероприятие
расширилось как новыми форматами гонок, так и географией участников. В их числе появились
спортсмены (среди которых чемпионы мира и Европы, мастера спорта международного класса)
из Украины, России, Грузии, Великобритании и Беларуси. Следующую гонку организаторы
подумывают провести в морской акватории. Впрочем, усложнение формата гонок потребует
развитой инфраструктуры и наличия культуры яхтинга, которых в Украине, увы, пока что
нет. Пишет
Инвест газета От увлечения до спорта
Многие из нынешних идеологов спортивных гонок увлеклись яхтингом еще в начале 90-х,
много где побывали. Изначально это было просто хобби, затем стали серьезнее
интересоваться лодками и сегодня поддерживают парусный спорт. «Я начал заниматься
парусным спортом лет 13-14 назад. Это было в Англии, я там жил около пяти лет и меня
увлек мой друг по работе, у которого была яхта на Isle of Wight (считается родиной
мирового яхтинга, ежегодно летом в городке Каус на острове проходит знаменитый парусный
фестиваль «Неделя Кауса». В 1815 году там появился яхт-клуб для аристократов, носивший
название «Королевская яхтенная эскадра». — Ред.). Этот остров примерно в двух часах езды
от Лондона. Мы с другом регулярно ходили на яхте. Так и увлекся. С того времени за
несколько лет прошел все возможные уровни сертификации, дошел до самого высокого уровня в
Англии «яхт-мастер» в Королевской ассоциации яхтинга. И с тех пор катаюсь», — рассказал
Грег Краснов, генеральный директор Platinum Bank. Олег Спилка, председатель
наблюдательного совета НАСК «ОРАНТА», который также входит в пул организаторов WindMaster
Regatta, ходит под парусом с 2004 года. «Походить под парусом меня пригласили Игорь Юшко
и Игорь Гордиенко. Предложили посмотреть на этот вид спорта, прочувствовать его. И я
понял, что яхтинг — это мое. Первый мой выход на воду был осенью 2004-го. Это был год
бурных событий в стране и бурных впечатлений о море», — вспоминает господин Спилка.
Как считают яхтсмены, чтобы спорт стал серьезным явлением, в стране должна сформироваться
культура яхтинга как такового. «Спорт и туризм неразрывно связаны», — считают бывалые
шкиперы и приводят в пример Европу. Например, если вы приедете в большую марину во
Франции, то увидите лес мачт. Население этой страны еще в 50-60-х годах прошлого века
стало заниматься яхтингом, и сегодня это уже массовое явление (аналогично — во многих
других европейских приморских странах). Среднестатистической европейской семье покупка и
содержание лодки обходится недешево. Так что если уж принимается такое решение и семья
покупает лодку, это означает, что на 15-20 лет они распланировали свой отдых. Такая
культура прививается из поколения в поколение, и это становится нормой. В Украине
подобные традиции — скорее редкость. Что, впрочем, неудивительно и имеет ряд серьезных
оснований — как чисто финансовых, так и инфраструктурных.
Барьеры
Парусный спорт, равно как и культура яхтинга в Украине, находятся в зачаточном
состоянии. Нет обустроенных марин, отсутствует вся остальная инфраструктура, вплоть до
просто укрепленных бухт-укрытий для лодок, как, например, в Турции. Причем что удивляет
даже бывалых капитанов — бухты вдоль турецкого побережья обустроены не только в местах
туристического паломничества, но и там, где редко ступает нога туриста. Это означает, что
в стране развитие морской инфраструктуры — явление государственное, которое финансируется
не для галочки или заезжих «кошельков», а для своих сограждан.
Конечно, вложения в развитие морской инфраструктуры — очень серьезные. К примеру, на
крымском побережье создать временное укрытие (сделать насыпь из камней и бухту-укрытие
для 60-70 рыбацких лодок) обойдется примерно в $70 млн., отмечают специалисты. А
рассматривать это как бизнес-проект безнадежно — это долгосрочные инвестиции, которые
могут и не окупиться. Кстати, даже в Турции создание морской инфраструктуры не является
окупаемым. Известная турецкая Atakoy Marina тоже убыточна. Именно по этой причине
подобные проекты всегда реализуются в партнерстве с государством.
Необходима государственная поддержка и парусному спорту, которая в Украине крайне мала и
не идет ни в какое сравнение с той, которую получают парусные команды европейских стран и
даже России, отмечают яхтсмены. «На сегодняшний день государство спонсирует разве что
участие украинских команд в Олимпиадах и чемпионатах мира, тогда как Федерация парусного
спорта в Украине существует только за счет благотворительных взносов», — рассказывает
Григорий Голембиевский, яхтенный капитан, руководитель Центра подготовки
квалифицированных яхтсменов. Причем даже в этих условиях, как ни парадоксально, Украина
продолжает входить в закрытый всемирный клуб яхтсменов. И не просто находится «в списке»,
но и занимает в нем одну из верхних строчек. Украинские яхтсмены являются обладателями
олимпийских медалей и медалей чемпионатов мира и Европы, достойно сражаясь с такими
морскими грандами, как США, Австралия, Великобритания и другие.
Помимо финансовой поддержки, отмечают яхтсмены, необходимы изменения в законодательство.
Так, например, необходимо ввести льготы на ввоз лодок в Украину. «На сегодняшний день
пошлины на ввоз судов высоки и составляют порядка 40% от стоимости. Позволить себе это
могут единицы», — отмечают в Центре подготовки квалифицированных яхтсменов. На каких же
яхтах ходят бывалые яхтсмены и новички, которые только приходят в яхтклубы? «В Украине
строятся яхты на судоверфи «Орияна» в Вышгороде и на Николаевской яхтенной судоверфи,
также остался флот со времен Союза, который яхтсмены стараются поддерживать в хорошем
состоянии. К тому же яхты завозятся и сохраняется тенденция самостоятельной их постройки
по лицензированным проектам. Но в процентном соотношении новые яхты, привезенные из-за
рубежа, составляют не более 15% в общем количестве. Ведь при ввозе этих плавсредств в
Украину из той же Польши их стоимость значительно удорожается. И государство никаких
шагов не делает», — отмечает Григорий Голембиевский.
Существует и ряд неприятных формальных пограничных процедур, которые делают Украину
непривлекательной страной для заезжих яхтсменов и спортсменов, участвующих в национальных
соревнованиях. Экипажи, которые прошли всю Европу, Северную Африку, Ливию с ее
диктатурой, Алжир, Тунис и затем приходят в Украину, сталкиваясь с украинскими
формальностями, отмечают, что попали в прошлый век, делятся яхтсмены. «Например, в
Севастополь приходит лодка. Нужно ждать, пока придет пограничник и оформит необходимые
документы. Это может занять весь день, а до этого момента все находящиеся на лодке не
могут ступить за борт», — рассказал нам бывалый шкипер. И это только небольшой эпизод. В
целом, сравнивая таможенные процедуры в Украине и соседних Турции и Болгарии по
документообороту, яхтсмены отмечают, что соотношение примерно 80 к 20.
Перспектива
Конечно, прогрессивный тренд формирования яхтенной культуры и парусного спорта в
Украине налицо. Об этом можно судить как по появлению таких форматных гонок, как
WindMaster Regatta, так и по росту численности посетителей профессиональных яхтклубов.
Постепенно хождение под парусом становится уделом не исключительно элиты, но и молодежи,
и рядовых граждан. «Среди наших слушателей не только молодежь. У нас категория от
студентов до бизнесменов. Есть все — и пенсионеры, и школьники», — отмечает руководитель
Центра подготовки квалифицированных яхтсменов. При определенной поддержке государства,
хочется верить, в обозримой перспективе в Украине появятся инфраструктура и марины
европейского уровня, в которых можно будет увидеть лес мачт.
Екатерина Щеглова и
Валерия Мирошниченко