"Большая деревня"
К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих интернет, составило около 1,4 млрд человек
по всему миру - это около четверти земного населения. Аудиторию более
50 млн человек он достиг всего за 5 лет (для сравнения: радио для этого
понадобилось 38 лет, телевидению - 13). В России же сейчас
насчитывается около 33 млн пользователей интернета.
Россия по росту числа интернет-пользователей в Европе лидирует.
По данным компании ComScore, в 2007 году она возглавила список из 16
крупных европейских стран и показала прирост пользователей на уровне
23% в год (для сравнения: увеличение числа пользователей во Франции -
14% в год). И число пользователей ежедневно увеличивается.
Кто такие "сетяне"
Если проследить за динамикой аудитории Рунета, то можно увидеть, что
сначала это были программисты и люди, профессионально связанные с
компьютерными технологиями. Но затем появились новые категории
пользователей - от младших школьников до домохозяек и пожилых людей.
Сейчас, по данным "Нового Региона",
двум третям пользователей Рунета 20-35 лет, они имеют высшее
образование. Число женщин-"сетянок" приближается к 40%. При этом на
одну девочку в среднем приходится полтора мальчика, на одну женщину -
трое мужчин, а на одну бабушку - пять дедушек.
Эти люди пользуются огромными возможностями интернета не только для
получения необходимой информации, но и для общения, самореализации,
обучения, работы. Ведь Интернет открыл огромные возможности для всех.
Поиск старых друзей и новых знакомых - это отдельная тема. Трудно
сегодня найти человека, который бы регулярно пользовался сетью и не
обзавелся в ней новыми виртуальными приятелями. Вполне привычным делом
стало даже завести семью посредством таких знакомств.
Чем они занимаются
Искать и скачивать - вот основные виды деятельности, присущие
подавляющему большинству российских интернетчиков. По данным
исследовательского холдинга ROMIR Monitoring,
чаще всего пользователи используют сеть для поиска информации - 30%,
27% "юзеров" скачивают разнообразные файлы. 20% используют интернет для
общения с помощью специальных программ, а 13% проводят время в чатах и
общаются на форумах. Остальные используют "паутину" для сетевых игр,
ведут блоги и проводят банковские операции.
При этот самым активным пользователям интернета - 14-17 лет.
Они обычно скачивают файлы, играют по сети и общаются в чатах и на
форумах. Люди постарше - от 18 до 24 лет – хоть и посещает чаты и
форумы, все же предпочитает общаться с помощью специальных программ. А
пользователи, достигшие 35 лет, в целом используют интернет для поиска
необходимой информации.
Кстати, поиск необходимой информации и использование интернета для
общения пользуются спросом одинаково как у мужчин, так и у женщин.
Однако скачивание файлов, сетевые игры и финансовые операции более
популярны среди представителей сильного пола.
Активные интернетчики чаще всего посещают поисковые системы
(90%), читают новости (62%) и письма (59%). При этом 90% пользователей
поисковыми системами заходят в сеть как минимум раз день, Две трети из
них - это мужчины, а треть - соответственно, женщины. Значительную долю
пользователей поисковыми системами также составляют и рунетчики в
возрасте от 18 до 34 лет.
Портрет посетителей новостных сайтов во многом схож с характерными
чертами заядлого пользователя поисковиками. Это опять две трети мужчин
и треть женщины. 80% читателей новостных сайтов - это интернетчики в
возрасте от 18 до 34 лет. Примечательно, что среди поклонников
новостных сайтов совсем нет подростков 14-17 лет. Почти 70%
интернетчиков, посещающих новостные сайты - это квалифицированные
специалисты или предприниматели, больше половины которых имеют высшее
образование.
Интернет стал настоящей бедой современных компаний, превратившись в
"убийцу офисного времени". Согласно многочисленным опросам, проведенным
в сети, более половины офисных работников проводят часть своего
рабочего времени в интернете. Причем 40% признаются,
что выходят в сеть без какой-либо конкретной цели. Они используют
рабочее время для изучения товаров в интернет-магазинах, чтения
анекдотов, заказа билетов, просмотра порносайтов и даже для поиска
новой работы.
Где они живут
Тенденция последних лет - рост интереса к социальным сетям.
Современный пользователи сети активно использует огромные возможности
интернета для общения. Сеть стала посредником между людьми, а в сетевой
виртуальной реальности возникли "виртуальные сообщества", - миры,
сформированные интернет-общением и обладающие специфическими
психологическими свойствами.
Интернет-сообщество это группа пользователей, сформировавшаяся в
процессе виртуального общения в рамках определенного ресурса и
объединенная общими интересами, симпатиями или тематикой ресурса.
Интернет-сообщества могут быть очень похожи на реальные, но могут и
совершенно от них отличаться. Те сообщества, состав которых
непостоянен, где распространена полная анонимностью пользователей и
отсутствует нормативный контроль, характерны только для виртуального общения.
Психологи отмечают, что виртуальное общение обладает повышенной, по
сравнению с обычными социальными контактами, эмоциональной
насыщенностью. Между собеседниками часто и быстро возникают близкие
отношения, часто переходящие во взаимную приязнь, дружбу, если
собеседники одного пола, а между мужчиной и женщиной они часто
приобретают более интимную форму, превращаясь в "виртуальный роман". Он
развивается очень быстро - то, на что в реальности уходят месяцы, в
сети укладывается в дни. Однако и заканчиваются такие романы
скоротечно. Без встреч в реальности, виртуальный роман редко
продолжается более полугода. Чаще всего виртуальный роман - это
состояние крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией.
Как они разговаривают
Одна из особенностей общения в интернете - наличие собственного сленга.
Так, достаточно широкое распространение в сети получило использование
акронимов - своеобразных символьных сокращений целых фраз и
предложений: IMHO (англ. in my humble opinion - "по моему скромному
мнению"), pls (англ. please - пожалуйста) и др.
Зачастую в данных сокращениях, наряду с буквами, используются и
другие символы, согласно фонетическому соответствию: 2 – to или too, 8
- ate, 4 - for или "ч" в русском варианте. При таком способе записи
wait ("подожди") пишется как W8, thanks ("спасибо") - 10Х и т.д.
В силу того, что интернет был привнесен из англоязычных стран,
российские пользователи были вынуждены пользоваться иностранными
терминами. Но со временем для быстроты и удобства их "перевели" в
русскую транскрипцию, сократили и, в некоторых случаях, придали форму
русских слов. В результате появились глаголы типа "юзать" (от "use" -
"использовать", "пользоваться") или "кликать" (от "click" - "щелкать"),
искаженные слова, например, "дрова" вместо "драйвер". Многие слова
просто сокращаются: "модер" вместо "модератор", "сисадмин" вместо
"системный администратор", "проги" вместо "программы". Имеют место и
курьезные новообразования: "аська" заменяет ICQ, "моник" - монитор, а
"клава" становится синонимом клавиатуры.
Очень распространен в сети язык подонков, или язык падонков - его "подхватили" многие,
даже не имеющие отношения к этому движению. И потому все больше
становится в сети людей, понимающие, что значит "выпить йаду"
(например, " Аффтар выпей йаду" в противоположность "Аффтар жжот
нипадецки"), "зачот", "фтему" и т. д.
Как они себя ведут
В любом обществе существуют некоторые правила общения, и виртуальном
сообществе происходит зарождение и развитие своих правил поведения.
Сетевой этикет, или "нетикет", в России находится еще в стадии
формирования, однако уже существуют общепринятые нормы поведения.
Согласно этим неписаным правилам, публично задавать вопросы о
возрасте, подлинном имени и т.п. собеседника считается как минимум
неделикатным - каждый сообщает о себе столько, сколько считает нужным,
а подобные вопросы требуют приватности. Если желание перевести общение
на другой уровень обоюдно, люди, как правило, переходят на общение по
электронной почте или " по аське". Этот процесс настолько распространен
в сети, что часто в виртуальных сообществах изначально заложена
возможность приватной беседы без перехода на другой ресурс.
В чатах, к примеру, обычно приняты такие приватные формы
коммуникации, как "шепот" - возможность при общем разговоре отправлять
любому из присутствующих реплики, невидимые для остальных, и "приват" -
возможность перейти в диалоговый чат "на двоих".
Кого они кормят
Между тем, среди различных специфических особенностей общения посредством интернета психологи выделяют стремление человека к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, играют роли, нетипичные для них в обычной жизни.
Так, в 1990-х годах
в Юзнете зародился интересный психологический и социальный феномен
троллинга. Тролли - люди, которые размещает грубые или провокационные
сообщения в интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает
обсуждению или оскорбляет его участников - это более чем обычные
сетевые спорщики, они намеренно испытывают терпение окружающих. Их
задача - спровоцировать собеседников. Именно для этого они посещают форумы, чаты, блоги и т. д.
Чтобы избавиться от троллей - достаточно перестать уделять им
внимание. Кстати, основной лозунг по борьбе с ними так и звучит - "Не
кормите форумных троллей" (Do not feed forum trolls). Помимо этого,
можно вызвать модератора, который удаляет провокационное сообщение и
"забанит" участника, "запостившего" его.
Троллинг может дорого обойтись сообществу - он способен прервать
дискуссию, распространить плохой совет и испортить имидж группы. Кроме
того, если группа становится чувствительной к троллингу, это может
отвернуть от нее новых пользователей, которые могут захотеть написать
свое первое сообщение, но либо будут тут же осыпаны обвинениями в
троллинге, либо даже не решатся на это, испугавшись агрессии
сообщества.
Поэтому, предупреждают опытные "сетяне", стоит учитывать, что грань
между категоричным высказыванием по делу и троллингом часто оказывается
очень тонкой и риск записать в тролли любого, кто не разделяет вашу
точку зрения, всегда остается. Также не надо путать виртуальных
провокаторов с профессионалами, которые зарабатывают таким образом себе на жизнь, формируя, например, общественное мнение по чьему-либо заказу.
Как растут "сетяне" и чем они болеют
С ростом популярности интернета выявились и негативные аспекты его
применения. Не так давно, например, на ежегодном собрании в британском
Королевском колледже психиатров было высказано мнение, что у поколения
90-х, которому мир без интернета просто неведом, может развиться "потенциально опасный" взгляд на окружающий мир и на собственную личность.
Врачи считают, что дети, которые с пеленок привыкают к социальным
сетям, могут испытывать трудности в "реальных" взаимоотношениях с
людьми, поскольку плохо разбираются в тонких оттенках выражений лица,
тона голоса и языка тела. По словам доктор Химаншу Тяги, эти ресурсы
формируют у подростков ложное впечатление, что любовь и дружбу легко
завоевать и столь же легко разрушить.
"Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно
меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши,
где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не
нравится, и заменить его на более приемлемый", - говорит он.
Также психиатр отметил, что людям, привыкшим к быстрому течению
интернет-жизни, реальность может показаться слишком скучной, и они
могут попытаться "оживить" ее, совершая импульсивные поступки, в том
числе попытки самоубийства, - поскольку им свойственно занижать
ценности реальной жизни.
Другая опасность, подстерегающая пользователя в интернете, - это
зависимость. Термин "интернет-зависимость" определяется как навязчивое
желание войти в интернет, находясь в оффлайне, и неспособность выйти из
интернета, будучи онлайн. Число людей, которые увлекаются виртуальным
миром настолько, что начинают предпочитать его реальности, по данным
различных исследований, составляет около 10% пользователей.
Поэтому неудивительно, что со временем мировое сообщество стало
отмечать другой праздник - "Международный день БЕЗ интернета". 27
января мировое сообщество призывает пользователей хотя бы один раз в
год прожить исключительно в "реальном" мире.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: http://www.rian.ru/ |