Лет пять тому назад в курортном поселке Лазаревское на берегу Черного
моря, в саду дома Виктора Языкова горел костер. Костер был нужен для
шашлыка, а шашлык — для гостей. Гостей было двое: автор этих строк
и Кевин Дибли — яхтенный дизайнер из Новой Зеландии. В ожидании шашлыка
возникла дискуссия: кто и зачем ходит в море на яхтах. Мнения
разделились. Спустя примерно час Кевин встрепенулся: «Послушайте, парни,
то, что я тут слышу, надо бы положить на бумагу. Существуют тысячи книг
о яхтинге на английском языке, но ни в одной из них я не нашел того,
о чем вы говорите. Все это жутко интересно! Может, на русском есть
что-то?». Так родилась идея книги «Философия яхтинга».
Впрочем, до завершения книги еще далеко, а вот свою точку зрения
Виктор Языков отстаивает наиболее убедительным способом — вскоре они
опять уйдут в море. Вообще-то в сентябре 2010 года Виктор отправляется
в кругосветное одиночное плавание, однако приходится писать во
множественном числе, поскольку уходят «они» вдвоем — Виктор и его яхта
«Дочь Ветра». Языков всегда одушевляет свои яхты, потому что строит
лодки сам, своими руками и по своему разумению. Построил он их за
полвека немало, и как раз сейчас начинается один из самых интересных его
экспериментов в системе координат «Человек и Океан».
Однако здесь речь идет не о спортивных достижениях Языкова, которых
предостаточно, и даже не о нем самом, а о его самобытном подходе
к созданию яхт для «духовного общения с Океаном» — именно так определяет
этот процесс сам Виктор. Те сто тысяч миль, что он оставил за кормой,
заставляют уважать его мнение. Даже для людей, искушенных в яхтинге,
многие идеи Языкова кажутся откровением, несмотря на то, что излагает он
их сухим техническим языком и без особых эмоций.
Если отвлечься от технических подробностей и сосредоточиться на
философии, то базовой идеей Виктора является следующий постулат: яхта —
создание одухотворенное. Идея не нова: англичане, например, собаку или
кошку могут называть в среднем роде — it, а вот яхта — всегда she, она.
По мнению Языкова, самая сложная для «царя природы» задача — понять, что
парусная яхта — живое существо. А поскольку «живое существо» должно
уметь передвигаться самостоятельно, то, начиная с «Ветра Перемен»,
Виктор Языков строит свои яхты без автопилота. Благодаря способности
самостоятельно идти с закрепленным рулем под заданным углом к ветру, как
встречными, так и попутными курсами, лодки Виктора предоставляют ему
свободу заниматься своими делами, в то время как яхта сама движется
в заданном направлении.
Языков утверждает, что его последняя яхта «Дочь Ветра» самостоятельно
идет практически с той же эффективностью, как если бы он ею управлял.
С философской точки зрения поведение Виктора Языкова подтверждает закон
единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, его яхты раз от
разу становятся все проще по содержанию технических устройств. На
«Дочери Ветра», достроенной в 2007 году, а потом тщательно испытанной
(за ее кормой уже свыше 15 000 миль и два трансатлантических перехода),
Языков отказался уже не только от авторулевого, но и от вспомогательного
двигателя с электрогенератором, а потому отпала нужда и в топливном
баке. С другой стороны, конструкция яхты настолько неординарна
и сочетает столь разные материалы, что требует детальных разъяснений.
Корпус «Дочери ветра» — сэндвич, созданный методом вакуумного формования
на отечественных эпоксидных клеях. Между жестким углепластиком и двумя
слоями каштанового шпона — легкий бальсовый заполнитель. Древесина
каштана — легкая, прочная, устойчивая к гниению, с низкими
коэффициентами усушки и разбухания, обладает хорошей адгезией к клеям,
благодаря чему является одной из лучших для судостроения. А самое
главное — высокий модуль упругости каштана практически не отличается от
модуля упругости применяемого углеволокна, и эта особенность позволяет,
сочетая наиболее традиционный материал — древесину и самый лучший из
современных — углепластик, создавать долговечные конструкции с высокой
прочностью. К тому же древесина и углепластик не накапливают усталостных
нагрузок, в отличие от большинства других современных материалов.
Углепластиковая свободностоящая поворотная мачта-«крыло» значительно
уменьшает воздушное сопротивление, упрощает конструкцию парусного
вооружения и увеличивает его надежность, а также облегчает управление
яхтой. Кормовое расположение киля и шверт в районе мачты позволяют
изменять положение центра бокового сопротивления на ходу, благодаря чему
создается идеальный баланс сил и яхта идет под заданным углом к ветру,
с закрепленным рулем самостоятельно.
Бесспорно, современные тенденции в развитии яхтенной техники и приемы
строительства яхт по принципам Языкова движутся в диаметрально
противоположных направлениях. Современные яхты напичканы электроникой,
и, казалось бы, что может быть проще, чем ткнуть пальцем в экран
компьютера? Только вот что делать, когда эта техника откажет? Парадокс
современного бытия состоит в том, что людям пришло в голову отравить
химикатами окружающий мир, чтобы в результате получить возмоность
покупать в дорогих магазинах «чистые продукты». А ведь природа именно
такими их создала. Что касается яхт, то, вероятно, Виктор Языков — один
из первых яхтсменов, успешно решающих проблему создания «экологически
чистой яхты». И точно так же, как органические фрукты и овощи, доступные
далеко не всем, яхты Языкова следует признать «эксклюзивным продуктом».
Вот только жаль, что нет пока в мире такого магазина, где это можно
купить за деньги. Следует отдать должное Виктору — он не хранит
в секрете годами накопленный опыт создания своих яхт «родом из
будущего».
С практической позиции все это выливается в идею создания «идеальной
яхты» — одушевленного существа, рожденного для свободного
безостановочного движения с применением неисчерпаемых сил природы.
Именно такие высокие цели заложены в проекте создания семиметровой яхты
третьего поколения, которую Виктор Языков задумал в качестве инструмента
познания основ мироздания.
В подобном проекте не обойтись без смелых конструкторских решений
и уникальных технологий Языкова, многие из которых рискну назвать
гениальными. Именно такую яхту собирается построить Виктор, вернувшись
из кругосветки, где у него будет время спокойно обдумать все детали. По
большому счету, создав такую яхту, Виктор предоставляет тем, кто
стремится к самосовершенствованию, редкий шанс оптимальным путем
приблизиться к единению с природой, не нанося ей ни малейшего ущерба. И
конечно же, радость парить под парусами, объединяющими Мировой Океан
с океаном воздушным.
Пока что завидная возможность уединиться с мудростью Природы вдали от
людской суеты досталась только Виктору Языкову. Ему предстоит пройти
тысячи миль по маршруту: Саутгемптон — Мыс Доброй Надежды — Мыс Луин
(Австралия) — Мыс Горн — Саутгемптон. Чтобы хранить молчание наедине
с Океаном, Виктор отключает рацию, и мы сможем следить за его движением
только благодаря радиомаяку, установленному на яхте.
Технические
характеристики «Дочь Ветра»
Длина макс, м— 20,41
Ширина, м— 3,2
Осадка, м— 2,4
Водоизмещение, т - 2,75
Площадь парусности, м2- 60
Категория: Yachting | Добавил: ae (15.07.2010)
| Автор: Александр Киричук
Просмотров: 2449
| Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]