МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ОСТОЙЧИВОСТИ
КРЕЙСЕРСКИХ
ЯХТ
Остойчивость
яхт оценивается
по величине
индекса остойчивости
(STIX). В зависимости
от категории
плавания согласно
Правилам
классификации
спортивных
судов (Приложение
1 к приказу
Госкомспорта
РФ № 440 от 05 ноября
2002 г.) STIX должен
быть не менее
указанного
в таблице 1.
Таблица
1
Категория
плавания
|
STIX
|
0
|
125
|
1
|
115
|
2
|
110
|
3
|
103
|
Кроме
того, для яхт
категории
плавания 3 и
выше угол заката
диаграммы
статической
остойчивости
LPS должен
быть не менее
1030.
Индекс остойчивости
STIX вычисляется
согласно следующей
схеме:
Угол заката
диаграммы
статической
остойчивости
LPS должен
быть определен
расчетным
путем по теоретическому
чертежу яхты
либо по следующей
упрощенной
схеме, с учетом
результатов
кренования.
Должно
быть проведено
кренование
яхты согласно
правилам обмера
крейсерских
яхт IOR-III
или RS-2000. В
результате
кренования
должен быть
определен
начальный
момент, кренящий
на 10 (RM, кг*м).
Должно
быть определено
водоизмещение
яхты в обмерном
состоянии
(порожнем, полностью
укомплектованной
для плавания)
DISP (кг) путем
взвешивания
или расчетным
путем по теоретическому
чертежу и измеренным
высотам надводного
борта. При
использовании
данных мерительного
свидетельства
IOR допускается
принимать DISP
= DSPL
Должны
быть измерены
следующие
размеры яхты:
LWL
- длина по ВЛ,
м
BWL
- ширина по ВЛ,
м
BMAX
- наибольшая
ширина, м
D
- высота борта
на миделе, м.
При использовании
данных мерительного
свидетельства
IOR допускается
принимать D
= ICMD
FMD
- высота надводного
борта на миделе,
м
d
= D - FMD
- осадка корпусом,
м. При использовании
данных мерительного
свидетельства
IOR допускается
принимать d
= ICMDI
Вычисляются
следующие
параметры
остойчивости
яхты:
h0
= RM*57.3 / DISP
- начальная
метацентрическая
высота, м
lmax
= 0.75 * h0
- максимальное
плечо статической
остойчивости,
м
zg
= 0.074 * BWL2 / d
+0.6*d – h0
-
аппликата
центра тяжести,
м
l90
= 0.54 * D – zg
- плечо остойчивости
при крене 900.
Строится диаграмма
остойчивости
по 4-м точкам
и экстраполируется
до угла заката
(рис.1). При этом
предполагается
:
l0
= 0
l15
= h0*
/ 57.3 = 0,26 * h0
(
- угол крена в
градусах)
lmax
= l60
(т.е максимум
диаграммы
остойчивости
достигается
на угле крена
600)
Рис.
1 Пример построения
упрощенной
диаграммы
остойчивости
Параметр
опрокидывания
CI вычисляется
по формуле
CI = 1.86 * ( 0.2 – BMAX
/ DISP1/3 ) , при
этом -50
CI
50
Параметр размера
SI вычисляется
по формуле
SI = 0.434 * DISP1/3 + 0.3645 * LWL – 100 , при
этом SI
100
Индекс остойчивости
вычисляется,
как
STIX = LPS + CI + SI
В случае сомнения
в достоверности
результатов,
полученных
по приближенным
формулам, следует
выполнить
расчет диаграммы
остойчивости
по теоретическому
чертежу яхты
или измерить
момент при
крене 900, закренивая
яхту, при этом
водоизмещение
принимать по
результатам
взвешивания.
Комментарий.
Методика
оценки остойчивости
основана на
индексе остойчивости
(STIX) согласно
системе обмера
IMS (правило
205). Формулы п. 7-8
получены путем
перевода имперских
единиц в метрические
и округления.
Формулы
для приближенного
построения
диаграммы
остойчивости
получены следующим
образом:
h0 = Mкрен
/ (DISP*)
= RM * 57.3 / DISP
zg
= r + zc
– h0 = Ix
/V + zc
– h0 = 1.03*2/(12)
( BWL2 /d)
+ zc – h0
Принимая
= 0.7, =
0.35, zc = 0.6*d
– средние значения
для яхт,
получим
zg = 0.074 * BWL2
/ d +0.6*d –
h0
l90 = zc90–
zg
Принимаем
zc90 = 0.54 * D
(эта величина
фигурирует
у Рейнке и в
правилах IOR
(формула для
SV в п. 1202 содержит
член 0.54*CMD, эта
формула по сути
является требованием
к минимальному
плечу l90)